О Святочных днях, следующих сразу за Рождеством, обычаях и угощениях 73online.ru рассказали в музее-усадьбе городского быта «Симбирск конца XIX XX вв.». Кроме того, в музее поделились планами на ближайшую новую экспозицию.
Во времена, когда главным праздником в дореволюционной России считалось Рождество, а не Новый год, череда зимних «каникул» продолжалась после 7 января и длилась до самого Крещенского Сочельника – то есть, две недели. Дни эти назывались Святыми, или Святками.
– Традиция Святок уходит корнями в дохристианские времена. Постепенно эти праздничные традиции встроились в православный календарь, сохранив при этом языческую самобытность. Первая неделя носила название Святых вечеров. В это время было принято ходить в гости, собираться компаниями, играть и гадать. И вот гадания – это как раз традиция не христианская, но сохраняющаяся на протяжении столетий, – пояснили в музее-усадьбе городского быта «Симбирск конца XIX – XX вв.», входящем в комплекс Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина».
Одним из самых популярных и известных было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный». Часто проводились обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали неповторимую праздничную атмосферу веселья и позволяли людям стряхнуть с себя затянувшуюся зимнюю «спячку».
14 января (1-го по старому стилю) отмечался Васильев день – день памяти святого Василия Великого.
– К Святому Василию у народа было особое отношение: симбиряне почитали его наравне с Николаем Чудотворцем. В этот день было принято проводить обряды, связанные с урожаем, с привлечением доходов в семью, используя всевозможные крупы. Обязательно варили кашу, которую делили между всеми членами семьи для общего благополучия. В народе святой Василий Великий считался покровителем свиней. 14 января было принято готовить блюда из свинины. У богатых симбирян главным угощением и украшением стола был целиком зажаренный поросёнок. Одной из традиций этого дня был визит соседей, которые могли попробовать поросёнка, но за пробу взималась символическая плата. Собранные таким образом деньги передавали в церковь, – рассказали в музее-усадьбе городского быта «Симбирск конца XIX XX вв.».
После, с 15 по 19 января шли Страшные вечера: считалось, что в эти дни граница между мирами истончается, и духи с той стороны могут прийти в наш мир. Причем не всегда с добрыми намерениями. Иногда это время называли «бесовской» неделей.
На протяжении всех Святочных дней было принято колядовать. Изначально колядование также было обычаем языческим. Колядовщики шли от дома к дому, пели несложные веселые песенки, вроде вот такой:
«Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Ты подай пирога,
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек!
Не подашь пирогов –
Напускаем клопов,
Тараканов усатых
И зверей полосатых!»
Хозяева непременно одаривали колядовщиков угощением и мелкой монетой. Даже в советское время в некоторых деревнях и селах сохранялся этот обычай.
Сегодня о традициях Святочных недель, гаданиях, правилах колядования с удовольствием рассказывают в музее-усадьбе городского быта «Симбирск конца XIX – XX вв.».
В самом конце 2024 года музей отметил свое 25-летие. Наступивший 2025 год сотрудники начинают с подготовки новых выставочных проектов. Откроет год – ориентировочно в середине февраля – выставка «Танец стежков», посвященная одному из видов досуга – вышивке. В её основе – лучшие образцы традиционной вышивки к. XIX – н. XX вв. из фондовой коллекции Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» и современные авторские работы ульяновских мастериц.
Татьяна Лисицына
Фото и материал предоставлен Музеем-заповедником «Родина В. И. Ленина» из собственных фондов
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online