Район, сегодня известный каждому ульяновцы как Засвияжский, официально был образован 23 мая 1962 года. Однако история его началась много раньше с эвакуацией в наш город Московского завода имени И. В. Сталина в октябре 1941 года, о чем так же знают, должно быть, все местные жители. Но вот детали развития района знакомы не каждому.
В первый год Великой Отечественной войны в Ульяновск эвакуировали не просто Московский автомобильный завод – на родину Ленина перевезли и квалифицированных рабочих. Цеха ЗИСа разместили за рекой Свиягой на полях колхоза «Родина Ильича». Там же для работников построили жилые бараки.
В феврале 1942 года при разделении города на районы территория, где разместился автомобильный завод, стала именоваться Сталинским районом. Постановление Государственного комитета Обороны о строительстве Ульяновского автомобильного завода было принято 22 июня 1943 года. Под промышленное и жилищное строительство Ульяновский городской исполком выделил свободных от застройки 200 Га. Так на западной окраине города вырос крупнейший промышленный район города Ульяновска.
– Детальный проект планировки Сталинского района был разработан Московской проектной организацией Горстройпроект под руководством архитекторов А.Н. Корнаухова и К.А. Васюковой. Строительством автозавода, застройкой и благоустройством района занималась главный архитектор Ульяновска Мария Давыдова. Именно под её руководством застраивалась главная улица района – Автозаводская, образованная в 1944 году, – рассказывает научный сотрудник отдела учета и хранения фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Марина Рзай.
В 1946 году Ульяновск получил генеральный план развития города, разработанный архитекторами «Ленгипрогора» В.А. Гайковичем и Н.В. Кашкадамовой. Над дальнейшим развитием Сталинского района и Автозаводской улицы, согласно этому плану, работал главный архитектор Ульяновска Евгений Голенко.
К 1950 году Автозаводская улица была в основном застроена. На ней расположились малоэтажные жилые дома, школа, магазины. К их строительству привлекались военнопленные немцы, размещённые в Ульяновске в районе автозавода. Здания на Автозаводской складывали из кирпича и шлакоблоков.
Жилые дома возводились по типовым проектам малоэтажных жилых домов Мосгорстройпроекта (архитектор Георгий Гурьев – Гуревич). Они были двухподъездными с многоскатной сложной крышей. Перекрытия, лестницы и окна были деревянными. Окна имели большую площадь и высоту. Фасады оштукатуривались и окрашивались. Многие жилые дома украшались эркерами, резной деревянной балюстрадой, подоконным карнизом. В народе такие дома назывались «немецкими», позже – «сталинками».
Для детей рабочих и служащих Ульяновского автозавода имени И.В. Сталина в 1947 году на Автозаводской улице построили первую в районе типовую школу №37 на 400 мест. После 1975 года она переехала в новое здание на Западном бульваре. А в освободившемся здании на Автозаводской расположилась «Восьмилетняя вспомогательная школа №23» (ныне «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №23»).
– В центре Автозаводской улицы устроили площадь имени А.М. Горького. Её образовали два угловых трёхэтажных здания: здание гостиницы архитектора Л.М. Мейльмана на 100 мест с универмагом и столовой на первом этаже (ныне здание Засвияжской администрации) и жилой дом архитектора Ю.А. Гриневича с магазином, ателье и аптекой на первом этаже. В 1952 году на площади разбили сквер, в 1955 году открыли памятник А.М. Горькому (ныне утрачен).
В последующие годы в районе улицы Автозаводской было построено по проектам московской проектной организации Горстройпроект ещё несколько трёхэтажных жилых домов со стороны Московского шоссе.
Работы по озеленению Автозаводской улицы вели сотрудники треста Городского зелёного строительства под умелым руководством единственной женщины-руководителя треста с 1941 по 1958 годы Кувшиновой Валентины Васильевны. Посадили деревья, кустарники, разбили клумбы, расставили скамейки, установили металлические ограждения на бетонных столбах.
В настоящее время облик улицы Автозаводской активно меняется в связи с федеральной программой реновации жилья. Уже снесены малоэтажные жилые дома постройки 1945-1948 годов, на их месте построены жилые дома повышенной этажности. В 2025 году признаны аварийными и подлежат сносу ещё семь двухэтажных жилых домов постройки 1948-1953 годов. Совсем скоро исторический облик Автозаводской улицы можно будет увидеть только на старых фотографиях, – подытожила Рзай.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Татьяна Лисицына