Турбазы и глэмпинги в регионе набирают обороты на фоне ограниченного выезда за рубеж и подорожавшего отдыха в целом. С растущей популярностью внутреннего туризма их загрузка увеличивается в разы. При этом все больше предпринимателей заинтересованы в строительстве именно некапитальных средств размещения. Но насколько выгоден такой бизнес и чем отличается от турбаз? 73online.ru поговорил с экспертами и владельцами туробъектов.
Кемпенги захватывают рынокПонятия глэмпинг в законодательстве РФ нет. Их относят к категории кемпингов: они тоже основаны на принципах самообслуживания и предназначены в основном для автотуристов, но более «гламурные», совмещают отдых на природе со всеми удобствами. Выглядят глэмпинги по-разному: большая палатка, шатер, полустеклянный купол, сафари-тент, треугольный деревянный домик или полноценный деревянный коттедж.
Основатель и президент Ассоциации глэмпингов России Жанна Кира рассказала 73online.ru, что подобные объекты в России начали появляться 6 лет назад, но активно стали развиваться только три года назад. Сейчас по стране насчитывается 400 таких проектов. По ее словам, интерес к ним обусловлен отсутствием должного качественного продукта на рынке, быстрым возведением объектов, ограниченными путешествиями за границу.
— Мышление самих предпринимателей после пандемии поменялось. Плюс окупаются такие проекты быстрее, чем отели — в среднем до 5 лет. Объекты быстровозводимые, предприниматель не уходит в стройку на несколько лет. По стране в среднем вложения в глэмпинг составляют от 15 млн руб., — сообщила Кира.
Эксперт также поясняет, что многие предприниматели сначала строят небольшую инфраструктуру, например, на 10 модулей, и со временем реинвестируют в проект. Поэтому лучше заранее приобрести земельный участок побольше.
Жанна Кира также называет перспективными проекты, реализованные на территориях ферм, где можно посмотреть, как производится продукция, попробовать ее. Этот сегмент продолжит развиваться и показывать высокий рост, считает она.
Что в Ульяновской области?По данным регионального агентства по туризму, в области расположено 52 туробъекта (сюда входят турбазы, автокепинги, объекты некапитального строительства). Их количество растет с каждым годом.
Таблицу можно приблизить по клику
Директор регионального агентства по туризму Денис Ильин говорит, что загрузка в некапитальных средствах размещения очень высокая. Подтверждают это и игроки рынка.
— Интерес в этом году очень большой со стороны не только ульяновцев, но и туристов из других регионов. Глэмпинг привлекает тем, что человек вроде как в палаточный лагерь приезжает, а уровень комфорта здесь как в трехзвездочном отеле. Нам даже не хватает тентов. Земельный участок позволят поставить еще три, но больше не хотим. Гости тоже говорят, что станет хуже, поскольку исчезнет некая камерность места, — говорит собственник глэмпинга «Арбуга» Павел Жуков.
— Наш глэмпинг работает третий сезон. Мы находимся у воды, рядом лес, можно собрать ягоды. Поэтому спрос у нас хороший. На природу действительно стало больше людей выезжать. Раньше все просто с палатками куда-то выбирались. А сейчас люди предпочитают закрытую, охраняемую территорию, где будут комфортные условия, — рассказывает руководитель A-glamp Кристина Крапоткина.
Цена вопросаОкупаемость глэминга будет зависеть от концепции и, главное, аудитории, считают эксперты. Где-то в поле, без якорного элемента, проект лучше не реализовывать. Поэтому бизнес предлагает гостям обширный выбор развлечений: катание на сап-бордах, лошадях, посиделки у костра, рыбалку и многое другое.
По данным Ильина, палатка на 25 кв. м ульяновского производства, в которой стоит двухспальная кровать, есть холодильник, стол, вешалки и другое, будет стоить около 400 тыс. руб. Если рассматривать для покупки палатку с обогревом, то цена будет выше на 200 тыс. руб. В среднем такие конструкции эксплуатируются до 5 лет; ставить менее пяти палаток смысла нет.
— Под ключ стоимость таких проектов составляет примерно 5-7 млн руб. Это если говорить про экономный вариант, но при этом качественный, — рассказывает Ильин.
Кемпинги по типу модульных помещений (строятся из готовых конструкций с отделкой, например, под брус) под ключ в среднем стоят 7-8 млн руб. за один дом. Проект на пять домов обходится в 30-35 млн руб. Здесь выше срок окупаемости, уровень комфорта, загрузки. Работать объекты могут круглый год, так как они утепленные.
Важный нюанс: около половины всех средств на глэмпинг уходит на проведение коммуникаций.
— Как правило, глэмпинг открывается в диких местах. Например, у нас нет электричества, воды. Поставили три генератора, которые работаю по очереди. Воду привозим из деревни за 8 км по полям, по грунтовым дорогам. Администраторы едут из города 60 км в одну сторону. Соответственно, накладываются дополнительные расходы. Если бы у нас было электричество, смогли бы сократить расходы на треть, работать зимой, — объясняет Павел Жуков.
Согласна с ним и Кристина Крапоткина: «Глэмпинг сложно содержать, каждый день что-то надо ремонтировать. Если открывать, то не стоит ожидать сверхприбыли. Для предпринимателей это как сопутствующее направление, больше дело для души, поэтому и вкладываются в подобные проекты».
Конкуренции владельцы глэмпингов не боятся: говорят, появление новых игроков дает стимул для развития.
Государственная поддержкаНемаловажным фактором развития кемпингов является господдержка: предприниматель может выиграть грант на создание такого проекта.
Так, в Ульяновской области в активной стадии реализации находятся 12 кемпингов. Всего на конкурс было подано более 30 заявок, 14 отклонили как несоответствующие требованиям. При этом предприниматели будут двигаться самостоятельно, несмотря на то, что не получили субсидию, отмечает Ильин. Ниша свободна и будет развиваться, пока полностью не заполнится.
Турбазы сдают позиции?Классические турбазы сейчас вынуждены перестраиваться и менять инфраструктуру. Загрузка на некоторых старых объектах кардинально падает, некоторые и вовсе закрываются, говорит Ильин. Люди видят, что за те же деньги есть варианты отдыха удобнее и интереснее.
— Такая история складывается на турбазах, которые были созданы при предприятиях. В основном они в полузаброшенном состоянии. Собственники оставляют их на всякий случай как имущественный комплекс. На других турбазах загрузка падает из-за нежелания владельцев менять концепцию, которая явно устарела. Есть такие примеры, но их не очень много. С другой стороны, например, руководство группы компаний «Ульяновсккурорт» приняло решение о реновации кемпинга «Чайка»: они сносят домики и устанавливают комфортабельные модули для размещений людей. То есть все зависит от желания собственников развивать свои проекты и идти в ногу со временем. На большинстве турбаз все же сохраняется отличная загрузка, — говорит Ильин.
Фото на главной: freepik.com