05.04.2021, 06:00
Игорь Егоров: «Для Счетной палаты нет закрытых тем»

В 2020 году аудиторам Счетной палаты удалось проверить 6,1 миллиарда бюджетных средств — и выявить финансовые нарушения на общую сумму 430 миллионов. Это и процедурные нарушения, и связанные с невыполненными работами, недопоставленными товарами, невыданными работникам деньгами. С полным отчетом ведомства можно ознакомиться по ссылке.

По материалам проверок было возбуждено одно уголовное дело. Его фигурантом стал директор ООО «Дим-Профи» Сергей Почечура. Суд первой инстанции вынес ему обвинительный приговор за участие в хищении нескольких сотен тысяч рублей при строительстве скейт-парка в Димитровграде. Также возбуждено 18 административных дел, к ответственности привлечено 51 должностное лицо.

Самые крупные финансовые нарушения:

73online.ru встретился с председателем Счетной палаты региона Игорем Егоровым, чтобы обсудить результаты работы в прошлом году.

Всего за прошлый год Счетная палата области проверила более 6,1 млрд рублей. Сегодня все города и муниципальные районы области имеют свои контрольно-счетные органы, подотчетные советам депутатов. Они проверили в прошлом году более 3,3 млрд рублей. В совокупности сумма проверенных средств приближается к 9,5 млрд это примерно 10% от консолидированного бюджета региона 2020 года. При этом в области действуют и два органа внутреннего финансового контроля. Один федеральный территориальное управление государственного казначейства Ульяновской области (ими проверено более 1,7 млрд межбюджетных трансфертов). Второй областной контрольное управление губернатора (проверено более 1 млрд рублей). Бюджет области вырос очень сильно за последнее десятилетие. Если раньше сообща эти три контролирующих органа и наши коллеги из муниципалитетов проверяли примерно 20% бюджетных расходов, то сейчас эта цифра не приближается даже к 15%.

— Как формируется план работы на год?

Мы внимательно отслеживаем ситуацию во всех отраслях бюджетной сферы региона. В том числе анализируем публикации ульяновских СМИ. Мы за год готовим заключение более чем на 550 проектов нормативных документов. Это тоже огромный пласт информации. Нередко на тему будущих проверок наводят областные совещания, в которых мы участвуем. Счетная палата самостоятельно формирует свой план, но при этом старается максимально учитывать предложения комитетов Законодательного собрания. Ежегодно проводим не менее пяти–шести проверок по предложениям депутатов. При формировании годового плана взаимодействуем также с органами прокуратуры (в том числе природоохранной и транспортной) и правоохранительными органами. В годовом плане работы учитываются предложения территориальных органов МВД и ФСБ. Результаты всех наших контрольных мероприятий мы предоставляем в областную прокуратуру и в полицию.

— Уменьшилось ли количество проверок из-за пандемии коронавируса?

В прошлом году оно сократилось до 18 с конца марта до начала июля мы не проводили проверки с выходом на проверяемые объекты. Для сравнения: в 2017 году аудиторы провели 28 проверок, в 2018-м 22. Но проверка проверке рознь. Если в целом длительность одной не превышает 30-45 дней, то проверка больших строек может растянуться на несколько месяцев.

— В сравнении с прошлым отчетным периодом, в 2020 году было выявлено больше или меньше нарушений?

Из-за сокращения числа проверок меньше. Но все равно немало примерно на сумму 430 млн рублей. В отдельные годы эта цифра превышала 800-900 миллионов. Есть один важный аспект Счетная палата работает строго по утвержденному всероссийскому классификатору, единому для органов внешнего финансового контроля России. Я, кстати, в 2014-2015 годах был заместителем председателя рабочей группы, которая его разрабатывала. Многие предложения нашей счетной палаты были учтены при создании классификатора.

— Судя по отчету, нарушения имели самый разный характер. Но что стало ясно при проверках стимулирующих выплат медикам, работающим с COVID-19? Это одна из самых обсуждаемых тем прошлого года в СМИ.

Было выявлено ровно 100 случаев, когда медики не полностью получили полагающиеся им выплаты за проверяемый период. Деньги им отдали полностью уже по результатам проверок Счетной палаты. Речь идет о ЦК МСЧ им. Егорова, Центральной городской больнице, городской поликлинике №4, Большенагаткинской районной больнице. В первые месяцы 2021 года стараемся дожать вопрос и о полной выплате средств водителям, работавшим на машинах «скорой помощи».

— Для Счетной палаты какая проверка оказалась самой сложной?

Самая трудоемкая проверка и по времени, и по объему была в Губернаторском лицее №101 (микрорайон «Искра»). Большую стройку завершили в установленные сроки, контракт был выполнен в рамках реализации нацпроекта. Но было выявлено большое количество нарушений, связанных с оформлением документов: проектная документация (далее ПСД прим. ред.) нуждалась в корректировке. Проблемы с ПСД в итоге почти всегда ведут к нарушениям законодательства о государственных закупках. Самое, пожалуй, распространенное из них — это когда акты приема-сдачи работ оформляются строго в соответствии с условиями заключенного ранее муниципального контракта, а «в жизни» выполняются иные работы (часто в силу необходимости из-за несовершенства ПСД). В результате на свет появляются липовые документы. Были выявлены, пусть и немногочисленные, факты поставки учебного оборудования с техническими характеристиками, несоответствующими контракту.

— Это просто безалаберность?

Мы считаем, что в первую очередь это вина заказчика. У нас серьезные были претензии к МБУ «Стройзаказчик» и, конечно, состоялся подробный разбор полетов на самом высоком уровне. В этом году мы выходим на проверку еще одной новой школы на этот раз в Заволжье. Я и мои коллеги надеемся, что в этот раз мы столкнемся с меньшим количеством нарушений.

— У депутатов ЗСО вызывают самые яркие эмоции вопросы, которые касаются выдачи субсидий министерством сельского хозяйства области. Ведь Счетная палата тоже проводила проверки по этому поводу?

В 2020 году мы провели две проверки по выдаче субсидий как сельхозпроизводителям в сфере растениеводства, так и предприятиям перерабатывающей отрасли. По-моему, этот вопрос требует некоторых уточнений. Осенью 2019 года на заседании одного из комитетов ЗСО вспыхнула бурная дискуссия по поводу предоставления субсидий переработчикам. Министр АПК Михаил Семенкин сам предложил обратиться в Счетную палату с просьбой провести аудит. Мы проверяли субсидии, выданные в 2019 году. Позднее свое мероприятие, в рамках которого рассматривались субсидии, предоставленные в 2020 году, провела областная прокуратура.

В ходе нашей проверки было выявлено несколько нарушений. Суммы, которые мы потребовали вернуть в бюджет, были возвращены быстро. Субсидии выделялись в основном на приобретение оборудования и на закупку сырья у сельхозпроизводителей. Оборудование проверили всё. Оно было приобретено и смонтировано. Согласно представленным документам, деньги, выделенные на приобретение ячменя, тратились получателями субсидий целевым образом. По итогам проверок Счетная палата сделала несколько конкретных рекомендаций. Они были направлены на повышение прозрачности механизма предоставления субсидий, на предъявление требований получателям субсидий по уровню заработной платы. Мы считаем, что в качестве условия выделения субсидий целесообразно ввести требование об их использовании на приобретение ячменя у сельхозпроизводителей именно нашей области.

Сейчас министерство агропромышленного комплекса Ульяновской области вышло к депутатам ЗСО с предложением направить представителей всех фракций в состав комиссии по предоставлению субсидий. Думаю, это шаг в правильном направлении.

— Некоторые депутаты считают, что Счетная палата недостаточно эффективна в контроле средств, которые тратятся на ремонт дорог.

Проверка строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог осуществляется нашей палатой ежегодно, начиная с 2009 года. За это время выявлены нарушения на многие миллионы рублей. Эти нарушения мы показываем в том числе с использованием многочисленных фото- и видеоматериалов. На заседаниях Коллегии Счетной палаты при обсуждении этих проверок постоянно присутствуют представители Комитета по промышленности, строительству, транспорту и дорожному хозяйству ЗСО. Честно говоря, не могу вспомнить каких-либо их замечаний о слабой работе Счетной палаты на этом «участке фронта».

Другой вопрос в том, что ресурсов для полного охвата проверками всех или хотя бы большей части строящихся и ремонтируемых дорог у Счетной палаты сегодня просто нет. Мы координируем нашу работу с коллегами-контролерами из Федерального казначейства, городскими контрольно-счетными органами Ульяновска и Димитровграда. В городских палатах есть хорошо подготовленные сметчики, которые обязательно участвуют в их регулярных проверках в сфере дорожного строительства. Координация позволяет нам охватить проверками максимально возможное количество дорог. И все же этого часто оказывается недостаточно.

Но очевидно, что количество контролеров мы не можем увеличивать до бесконечности. Как любила говорить моя прабабушка: «Чисто не там, где убирают, а там, где не пачкают». Главная тема сегодня необходимость максимально жесткого и требовательного приема выполненных работ государственными и муниципальными заказчиками. К сожалению, не во всех сельских районах области достаточно сегодня высокопрофессиональных специалистов-дорожников. Представители областного департамента автомобильных дорог должны в обязательном порядке не просто присутствовать в момент приема работ на муниципальных дорогах, но, на наш взгляд, и обязательно визировать акты приемки-сдачи работ и отвечать за них, что называется, своей головой. В качестве положительного момента не могу не отметить активное участие в последние годы в контроле за качеством дорог представителей общественности.

— А вас как автолюбителя устраивает состояние дорог в Ульяновске этой весной?

Риторический вопрос. Нет. Оно меня не только не устраивает, но и постоянно раздражает, как, наверное, и всех водителей.

— Почему вы не часто проверяете городские дороги?

Я уже отмечал, что в Ульяновске городская контрольно-счетная палата осуществляет ежегодные проверки ремонта и реконструкции дорог. Осуществляет регулярные проверки и Федеральное казначейство. В сельских же районах местные контрольно-счетные органы не в состоянии осуществлять проверки дорог из-за отсутствия в их штате специалистов. Это, прежде всего, наша зона ответственности. Однако в 2022 году планируем провести проверку и городских дорог в Ульяновске.

— Знаю, много вопросов продолжает возникать и по лекарственному обеспечению. Какие выводы сделала Счетная палата в 2020 году?

Ключевой вопрос с точки зрения управления здравоохранением какая доля финансовых средств, получаемых больницами из ТФОМС, идет на приобретение лекарств. В регионе до начала пандемии в отдельных больницах эта доля достигала 90%, хотя рекомендованный показатель 70-75%. Вот и получается, что на все остальное (расходные материалы, изделия медицинского значения, лекарства) в этих учреждениях здравоохранения оставалось всего около 10%. Этого недостаточно. Постоянно мониторим финансовую ситуацию в отрасли в целом и финансирование лекарственного обеспечения. Для нас сегодня это зона особого внимания.

— То есть лекарств на складах медучреждений не хватает?

За последние два-три года запасы лекарств в большинстве клиник увеличились. Значительно вырос и объем финансирования отрасли. Если раньше в расчете на душу населения мы средств регионального бюджета выделяли меньше, чем в соседних Чувашии и Пензенской области, то сегодня не уступаем по этому показателю. И вопрос сегодня ключевой в толковом грамотном использовании тех средств, которые есть. Тема экономики здравоохранения очень непростая, о ней можно говорить часами. Есть множество нюансов: и объем платных услуг, и зарплаты врачей, и соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала. Важной темой являются расходы на лечебное питание и много другое. На основе комплексного изучения опыта соседних регионов мы сформировали осенью 2019 года комплекс предложений правительству области. Большинство из них остаются актуальными и сегодня. Некоторые уже реализованы.

— Считается, что вы очень осторожный человек в своих высказываниях, в том числе довольно закрытый для СМИ. Счетная палата публикует на своем официальном сайте слишком сухие отчеты. Почему?

Гласность является закрепленным в российском законодательстве принципом работы органов внешнего государственного контроля. Не думаю, что какой-либо орган государственного финансового контроля в нашем регионе более «открыт» чем мы. Результаты всех контрольных мероприятий размещаются на нашем сайте. Материалы наших экспертно-аналитических мероприятий зачастую размещаются в полном объеме, без изъятий. На сайте размещены множество интервью печатным СМИ и телеканалам. Например, пресс-конференция по итогам проверки АО «Ульяновскфармация», которую наша палата провела в 2018 году, транслировалась в онлайн-режиме, и ее смотрели тысячи людей.

Я не помню ни одного случая, чтобы я отказал журналисту во встрече и беседе по теме деятельности Счетной палаты. Итоги проверок докладываются на многочисленных совещаниях, семинарах, обучающих курсах. Ежегодно в них участвуют не сотни, а тысячи людей.

Мы планируем размещать на сайте информацию о наших мероприятиях в форме пресс-релиза. Пожелания об этом мы в последнее время получаем от представителей СМИ. Я думаю, такой подход при освещении итогов контрольных мероприятий будет более удобным для журналистов.

Есть и другая сторона медали. При освещении работы Счетной палаты важны точные формулировки. Очень важно, какими глаголами описываются числительные. Понятно, что глаголы «украли», «похитили», «стырили», «профукали» производят на читателей и радиослушателей более яркое впечатление. Но любое неправильное слово потом может аукаться очень долго для людей, сказаться на деловой репутации и государственного органа, и частной фирмы, и их руководителей. Именно поэтому сотрудники Счетной палаты всегда следят за своими словами и всегда готовы за них отвечать.

Счетная палата это не оркестр в полку легкой кавалерии. Это государственный орган, имеющий особый статус и имеющий предназначение копать глубоко. Не только выявлять нарушения и их виновников, но и готовить предложения по их исправлению и недопущению впредь. Мне всегда неприятно, когда журналисты называют для красного словца сотрудников Счетной палаты «счетоводами». Счетовод пан Вотруба был в телевизионном Кабачке «13 стульев», а мы аудиторы, аналитики.

— Некоторые депутаты говорят, что Счетной палате нужно быть смелее. Согласны с этим?

Знаю твердо одно смелость Счетной палаты проявляется не только в словах. Смелость проявляется прежде всего в выборе объектов проверки, в глубине копания, в тексте ее актов и отчетов, в формулировках предложений. Достаточно посмотреть на перечень объектов наших проверок за 12 лет, чтобы убедиться, что для нас нет закрытых тем.

Хочу сказать и о том, что за 12 лет моей работы никто и никогда не вмешивался в планирование проверок Счетной палаты или в редактирование наших актов. Никто и никогда.

— На вашем рабочем столе много бумаг. Как обстоят дела с цифровизацией?

Хороший вопрос. Я думаю, что магистральный путь сегодня постепенный переход к «электронным проверкам» и активному использованию ресурсов тех электронных систем финансовой информации, которые используют в своей работе органы исполнительной власти. Это всем понятно и не вызывает сомнений. Но кто же будет проверять, сколько реально было выполнено работ, поставлено товаров, кто, где и как «набедокурил»? Путь к 100%-ной цифровизации будет длинным. Главное по нему двигаться как можно быстрее.

Отчет председателя Счетной палаты Игоря Егорова перед депутатами ЗСО можно посмотреть с 5 ч. 05 мин. 30 сек.


Дарья Гордеева

Главные темы
SHAMAN в Ульяновске потребовал черный мерседес и березовый сок
У Исайчева заканчивается срок
Красивые зубы в цене. Рейтинг самых доходных ульяновских больниц
Денис Грибов загремел в Бутырку?
В Ульяновске избили сына адвоката: Бастрыкин взял дело под свой контроль