С января 2025 года начинает действовать норма закона, прямо разъясняющая отсутствие нарушения закупочных процедур, часто именуемых «дроблением», при закупке одноименных товаров либо услуг муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями.
С этого года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2024 № 484-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьи 5 и 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».
В статье 9 этого закона говорится: «В пределах ограничений годового объема закупок и цены контракта, установленных пунктами 4, 5 и 28 части 1, частью 12 настоящей статьи, может быть заключено несколько контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ и (или) услуг».
Эксперты отмечают, что прямого запрета на такие закупки в Законе № 44-ФЗ и так не установлено. Имеется позиция ФАС России, Министерства финансов Российской Федерации, в которой указано, что при соблюдении лимитов сумм закупок и годовых объемов закупок приобретение одноименных товаров и услуг не является дроблением и полностью соответствует требованиям законодательства.
Вместе с тем в отдельных регионах при осуществлении заказчиками закупок у единственного поставщика в соответствии пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ имеется практика привлечения заказчиков к ответственности за «дробление» указанных закупок. Например, такое дело рассматривается арбитражным судом в отношении 23 школы города Димитровграда.
Видимо, поэтому в качестве обоснования необходимости внесения указанной нормы в пункте 10 пояснительной записки к законопроекту указано следующее: «В целях упрощения закупочной деятельности заказчиков и устранения противоречивой правоприменительной практики проектируются положения, допускающие осуществление нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг в пределах, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ ограничений сумм закупок и годовых объемов закупок».
Закон здесь.
Судя по внушительному списку федеральных сенаторов и депутатов (внесен сенаторами Российской Федерации Николаем Журавлевым, Анатолием Артамоновым, Николаем Любимовым; депутатами Государственной думы Максимом Топилиным, Надеждой Школкиной, Станиславом Наумовым), подписавших законопроект, практика беспричинного наказания заказчиков стала настолько серьезно сдерживать выполнение государственных задач и развитие бизнеса в сложный для страны период, что было решено пресечь злоупотребление надзорными органами прямой нормой федерального закона. На это указывают кратчайшие сроки его рассмотрения и подписания президентом.
Фото: Государственная дума РФ