В двух региональных колониях неспокойно. В новоульяновской «двойке» зеки голодают и жалуются на новое начальство, из димитровградской «десятки» шлют сообщения о визитах спецназа и жестком прессинге, доводящем до нервного срыва. В УФСИН оба эпизода связывают с нежеланием осужденных подчиняться администрации. 73online.ru собрал версии произошедшего, а также спросил экспертов — какие у заключенных на самом деле могли быть причины для массовых одновременных жалоб?
Вторая колония голодаетВ исправительной колонии № 2 в Новоульяновске содержатся приговоренные к строгому режиму. Это бандиты, вымогатели, наркоторговцы. Тем не менее в общественной наблюдательной комиссии региона говорят, что учреждение можно отнести к разряду «благополучных»: жалобы оттуда до сих пор поступали реже, чем из большинства других колоний, громких инцидентов не случалось. Теперь ситуация поменялась.
На прошлой неделе в сети появилось видео осужденного Дмитрия Демирчева. Он демонстрировал синяк на спине и рассказывал, как из-за обращения на «ты» новый начальник колонии Нуржигат Бикбау избил его и пригрозил переводом в «опущенные». Другие заключенные, якобы тоже натерпевшиеся от Бикбау, объявили голодовку. Они до сих пор шлют из-за решетки сообщения: рассказывают об угрозах, избиениях и жестких обысках. Один из осужденных пытался вскрыть себе вены, чтобы попасть на прием к прокурору.
Свои беды заключенные связывали с новым начальником, вступившим в должность 12 августа. Бикбау прибыл из Оренбургской области, как и новый руководитель УФСИН Сергей Балдин, бывший начальник знаменитого «Черного дельфина», где содержатся самые опасные преступники страны. Местные зеки, судя по их сообщениям, боялись применения на себе оренбургского опыта Балдина. В УФСИН же опровергали избиения, но подтверждали голодовку. Акцию, считают в управлении, устроили специально, не желая выполнять законных требований администрации.
Обстановка в колонии начала накаляться давно, говорит уполномоченный по правам человека в регионе Сергей Люльков. Новое начальство стало наводить порядок, чаще проводить обыски. Изымалось много запрещенных предметов: телефоны, самогон и атрибутика воровского движения АУЕ (признано в России экстремистским). С тех пор, говорит омбудсмен, поступило большое количество жалоб от осужденных, порядка 120. «Что касается обращения Демирчева, то он при мне подтвердил, что его бил начальник учреждения. В то же время руководство УФСИН заявляет, что есть доказательства обратного: спину осужденного якобы натерли специально, чтобы появился синяк», — рассказывает Люльков. Оценку ситуации дадут правоохранительные органы.
Председатель общественной наблюдательной комиссии региона Ольга Баханова тоже указывает, «что новое руководство учреждения добивается соблюдения распорядка и получает противодействие». Несколькими неделями ранее, например, произошел конфликт из-за «переезда» одного из отрядов. «Руководство хотело отремонтировать помещение и решило расселить осужденных. Они в знак протеста перебили стенды и плафоны, устроили полный разбой», — рассказывает председатель ОНК. Люльков подтверждает: после этого эпизода следствие возбудило уголовное дело о дезорганизации учреждения. По словам омбудсмена, сначала в колонии голодали 18 человек, затем 10, на вечер 20 сентября голодовку продолжал один человек. Все отказавшиеся от еды находились в штрафном изоляторе. Омбудсмен собрал с них жалобы, они касаются условий в ШИЗО. С резавшим вены заключенным тоже встречался и изучает его жалобу. По словам Люлькова, швов на руках у мужчины нет.
«Маски-шоу» в десятой колонииПочти одновременно с видеообращением из «двойки» в соцсетях появилась запись из димитровградской колонии № 10, где тоже проходили волнения. В ИК якобы пытался заходить спецназ — по словам родственников заключенных, это был ответ администрации на протесты против избиений и участившихся жестких досмотров. В УФСИН объясняли, что осужденные на самом деле препятствовали проведению обысков. С ними провели беседу, силу не применяли.
Заключенные через родственников сообщают 73online.ru, что руководство продолжает угрожать недовольным: обещает избить и «опустить», сняв это на камеру. За жалобы прокуратуре отправляют в изолятор. «Мы на грани нервного срыва! Боимся за жизнь и здоровье!», — сетуют заключенные.
Источник 73online.ru в правоохранительных органах, знакомый с ситуацией, объясняет протест провокацией отдельных осужденных. Среди заключенных есть неформальное разделение: одни отрицают путь исправления, другие согласны работать. Несколько таких сознательных сидельцев 13 сентября обратились к администрации учреждения, пожаловались на угрозы от «блатных» и попросили их защитить. В колонии приняли соответствующие меры, организовали проверку. Недовольные этим и грозящими уголовными последствиями «отрицалы» решили спровоцировать остальных осужденных и дестабилизировать обстановку. Этот момент и попал на видео.
У Сергея Люлькова несколько иная информация, но, возможно, это эпизод описанной выше истории. Волнения были связаны с одним из авторитетных заключенных: по разным данным, его готовили то ли к допросу следователя, то ли к этапированию в другое место. Это не понравилось другим осужденным и привело к конфликту с администрацией — из-за этого и могло понадобиться заходить со спецназом. «Это право начальника управления», — говорит Люльков.
По его словам, накануне протеста он приезжал в колонию, беседовал с осужденными и заходил в отряды. Жалобы были рядовые: на диету, условия содержания, в основном на медобеспечение. Надо отметить также, что при этом в «десятке», как и во второй колонии в Новоульяновске, недавно сменился начальник: с конца июля эту должность занимает Олег Комаров.
Проверкой ситуации в ИК-10 занимается прокуратура. «Был незамедлительно проведен выезд в колонию, организован личный прием всех, кто участвовал в мероприятии, отобраны объяснения. По каждому из обращений идут проверочные мероприятия», — сообщил старший помощник прокурора области Василий Зима. Проверку ведомство ведет и во второй колонии.
Андрей Семёнов
Фото: ru.depositphotos.com