«Все, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить или поминать, не забыть чего-либо», определял слово «памятник» великий знаток русского языка Владимир Даль. Но в сознании большинства людей, памятник – это произведение монументального искусства. Как правило, скульптура или композиция, запечатлевшие определенное историческое лицо или выражающие некую идею или историческое событие.
Муза Клио, древнегреческая богиня Истории, венчающая симбирский памятник Николаю Карамзину – символ того, над чем и ради чего трудился великий симбирский уроженец – российская история. Первый скульптурный памятник в Симбирске – один из первых в российской провинции – открылся в 1845 году. Долгие 78 лет памятник Карамзину оставался единственным монументом в городе.
Горожане его явно не жаловали: перенасыщенный высокой символикой монумент простые люди просто называли «Чугунной бабой». Может быть, поэтому симбиряне не спешили с установкой новых монументов? Обжегшись на молоке, дескать, дуют на воду. За это нашим предкам пеняли, мол, Симбирск – единственный губернский город в империи, в котором нет ни единого памятника императорам!
Может, поэтому в этом городе родился и рос могильщик империи Владимир Ильич Ульянов-Ленин?
Второй памятник в СимбирскеНаконец, город дождался своего второго памятника. 1 (13) сентября 1913 года в Симбирске торжественно открыли памятник председателю Совета министров, министру внутренних дел Петру Аркадьевичу Столыпину (1862 – 1911). В памяти народа Петр Аркадьевич прославлен «столыпинскими реформами», «столыпинскими вагонами» и «столыпинскими галстуками», как называли виселицы, при помощи которых решительный администратор искоренял последствия Первой русской революции 1905 – 1907 годов.
Торжественное открытие памятника П. Столыпину в Симбирске 1 сентября 1913 года
Памятник являл собой постамент из светлого гранита с накладной надписью из металлических букв: «Столыпину – Симбирская губерния», увенчанный бюстом администратора. Его изваял очень модный в те времена итальянский скульптор Этторе Хименес, он же Ксименес (1855 – 1926), чьи монументы доселе украшают многие города Италии и крупнейшие – Старого и Нового Света, от Парижа до Сан-Паулу, Буэнос-Айреса, Вашингтона и Нью-Йорка.
Скульптор Э. Хименес рядом с памятником Х. Колумбу
Смерть на фоне открытия памятникаДраматична судьба творений Этторе Хименеса в пределах Российской империи. Он создал масштабный, многофигурный памятник императору Александру II для города Киева – самый большой царский памятник в стране (на фото - ниже). Монумент торжественно открыли 30 августа 1911 года в присутствии первых лиц империи: императора Николая II, членов императорской фамилии, председателя Совета министров Столыпина, других высокопоставленных вельмож и представителей иностранных держав.
Большинство историков сходятся на том, что выстрелы в Киевском театре стали, если не прямым заговором таких же монархистов против слишком решительного премьер-министра, то результатом осознанного бездействия тех, кто мог, но не стал предотвращать террористический акт.
«Укокошили!» - с удовлетворением отметил предшественник Столыпина в кресле российского премьер-министра, тоже деятельный реформатор граф Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915).
Впрочем, не все были столь довольны и категоричны. Маэстро Хименес, первый и единственный раз в жизни видевший живого Столыпина на том злополучном спектакле, был так впечатлен и опечален увиденным, что отказался от гонорара за создание памятника Петру Аркадьевичу, открытому в Киеве в 1913 году, и ваял монумент на голом энтузиазме – видимо, и симбирский бюст он тоже создал безвозмездно.
Столыпин и СимбирскСимбирское общество было потрясено, поскольку со Столыпиным связывало немалые надежды на грядущее процветание. В здешних пределах «обкатывались» многие из столыпинских аграрных реформ, под них создавались новые учреждения, строились здания – например, Землемерное училище (известное нам как старый корпус УлГТУ), открывались новые вакансии.
Меньше, чем за год до своей трагической гибели, с 11 по 13 сентября 1910 года председатель Совета министров Российской империи посещал с официальным визитом мало обласканные вниманием столь высокого начальства симбирские пределы. Петра Аркадьевича, как последнюю надежду, просили о строительстве моста через Волгу – и премьер очень уверенно обещал симбирянам мост!
В Симбирске Столыпин, его свита и первые лица губернии передвигались кавалькадой, состоявшей из двух автомобилей и кареты. В первой машине ехали Петр Аркадьевич и председатель Симбирской губернской земской управы Николай Федорович Беляков (1861 – после 1917), официально третий человек в губернии. Во другом авто – второй человек в губернии, губернский предводитель дворянства Владимир Николаевич Поливанов (1848 – 1915). Последним, в карете трясся «номер один», симбирский губернатор Дмитрий Николаевич Дубасов (1854 – 1911).
Все трое были Петру Аркадьевичу не чужими людьми. Он принимал Белякова и Поливанова в тот самый момент, когда 12 августа 1906 года террористы взорвали бомбу на даче Столыпина на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, отчего погибло 30, и пострадало более ста человек. А Дубасов был непосредственным заместителем Петра Аркадьевича, вице-губернатором, когда тот героически, в эпоху Первой русской революции, начальствовал над Саратовской губернией.
Почему бы не проехаться со всеми троими? Почему бы не взять в свой автомобиль хотя бы самого почтенного годами, господина Поливанова? Владимир Николаевич так обиделся на покойного, что не удостоил присутствием торжество открытия бюста – и всячески, как губернский предводитель дворянства, саботировал сбор средств на его установку: деньги собирали по подписке.
Инициатором установки памятника Столыпину в Симбирске стал Александр Андреевич Мотовилов (1850 – 1920), богатый симбирский помещик, депутат Государственной Думы, весьма известный в те времена общественный деятель и политик всероссийского масштаба. В Думе Мотовилов входил в совет русской национальной фракции. Он был учредителем созданной в 1908 году партии Всероссийский национальный союз, поддерживавшей правительство Столыпина, его идеологию, стержнем которой был русский национализм.
А. Мотовилов, крайний слева, инициатор открытия памятника, вдова, сын и дочь Столыпина, в центре, на открытии памятника П. Столыпину. 1913 год
К слову, у патентованного русского националиста Мотовилова была жена-итальянка, долгие годы Андрей Александрович счастливо прожил с Ангелиной Петровной, как звалась она на русский манер, в девичестве имевшей фамилию Паста (в буквальном переводе с итальянского слово это означает «тесто»). Может быть, благодаря итальянке-супруге удалось сговориться с художественной знаменитостью, коей являлся Этторио Хименес?..
Недолгий век столыпинского бюстаТворение Хименеса украшало город менее трех лет (на фото - Памятник П. Столыпину в Симбирске, дореволюционная открытка). В дни Февральской революции 1917 года, гласит популярная городская легенда, на шею бронзовому Столыпину накинули веревочную петлю, свалили бюст с пьедестала и, проволочив через весь город, утопили в Свияге. История эта всегда мне казалась не вполне реалистичной: бюст тяжелый, до реки его тащить далеко, а в марте она закована льдом, в котором надо пробивать прорубь…
Ульяновский краевед, заместитель директора областного краеведческого музея Юрий Дмитриевич Ефимов (1946 – 2001) говорил с опорой на выявленные им документы, что творение Этторе Хименеса в 1920-е годы сохранялось «где-то на задах» Дворца книги. Он воспринимался уже не как шедевр, а в качестве доступного источника скульптурной бронзы, из которого собирались отлить бюст Карла Маркса (кстати, Маркса водрузили на место снесенного Столыпина в Киеве). Видимо, на рубеже 1920-х – 1930-х годов, в пору массовых «антиколокольных» кампаний по сбору цветных металлов, творение итальянца отправили в металлолом.
Постамент пуст не бываетПустой гранитный постамент остался на своем месте. После открытия в 1932 году Ульяновского пединститута, получившего имя пролетарского писателя Максима Горького, его хотели украсить бюстом писателя, но что-то не срослось.
Впрочем, идея не пропала вовсе и возникла вновь уже в послевоенной действительности, когда город стал центром образованной в 1943 году Ульяновской области и готовился отметить в 1948 году собственное трехсотлетие.
16 марта 1948 года газета «Ульяновская правда» сообщала читателям: «Московский скульптор Самуил Махтин, автор широко известного памятника академику Вильямсу, изготовил для Ульяновска бронзовый бюст нашего земляка-писателя Ивана Гончарова. Бюст Гончарова будет установлен в сквере Дворца книги имени Ленина».
Член Союза художников СССР, заслуженный художник Кабардино-Балкарской АССР Самуил Осипович Махтин (1902 – после 1970) был известен как автор скульптурного оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ныне ВДНХ. Он специализировался на жанровой городской скульптуре, украшавшей парки многих городов Советского Союза. Лепил малые скульптурные формы, бюсты и композиции на революционную тему, украшавшие столы и шкафы в кабинетах советских начальников.
Официально открытый в 1947 году в Москве памятник российскому и советскому «американцу» академику, Герою Труда, почвоведу и агроному Василию Робертовичу Вильямсу (1863 – 1939) стал высшим достижением в карьере Самуила Махтина. В 1968 году в Нальчике Самуил Осипович изваял памятник Комсомольцам, отдавшим жизнь за Родину, получившим неофициальную популярность, шагнувшую далеко за пределы Кавказа, как памятник Фантомасу.
Фантомас из Нальчика
К ульяновскому бюсту Самуил Осипович подошел основательно. Собрал и обработал иконографические материалы, фотографии и портреты писателя, специально приезжал в Ульяновск, чтобы оценить сохранившийся постамент и окружающий пейзаж, в который надо будет вписывать новый памятник.
Два автора для второго бюстаНо в 1948 году в СССР грянула кампания по борьбе с «безродным космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом», носившая выраженный антисемитский характер. Ваять Самуилу Осиповичу русского писателя Ивана Александровича Гончарова, видимо, было признано неуместным. 9 июня 1948 года газета «Ульяновская правда» сообщала новую информацию: «По модели московского скульптора Афанасия Ветрова на Мытищенском бронзолитейном заводе закончена отливка бронзового бюста русского писателя Ивана Гончарова в две натуральных величины. Скульптура будет установлена на родине писателя в городе Ульяновске».
Член Союза художников СССР, участник Студии военных художников имени Грекова Афанасий Васильевич Ветров (1900 – после 1970), кстати, тоже работал над скульптурным оформлением ВСВ-ВДНХ. На заднике бюста Гончарова можно видеть автограф «А. Ветров». Но точно ли Афанасий Васильевич целиком и полностью автор? Судя по сжатому времени между газетными заметками, отсутствием подробностей о работе Ветрова над бюстом, Афанасий Васильевич мог «подхватить флаг» из рук опального Самуила Осиповича и выдать работу Махтина за собственную.
Для советского времени это было, в принципе, распространенной практикой, когда друг или совестливый человек выдавал за собственную работу другого человека с неудобной национальностью, фамилией, политическими взглядами. Он получал гонорар и возвращал его по принадлежности, тем самым, давая возможность жить законному, но опальному автору, содержать семью.
И если так, то бюст Гончарова получается и памятником человеческой дружбе.
История продолжаетсяБюст Гончарова торжественно открыли 12 сентября 1948 года – всего одним днем раньше, чем (13 сентября 1913 года, если по новому стилю) случилось открытие памятника Столыпину. Фотографий с этого события мне видеть не приходилось, видимо, оно не так афишировалось в контексте эпохи, как установка бюста Столыпину. Да, Гончаров, с одной стороны, признанный классик – но, все-таки, не Толстой и не Достоевский. С другой стороны, Иван Александрович – состоявшийся царский чиновник, штатский генерал, последовательный критик «жалких и несамостоятельных доктрин материализма, социализма и коммунизма», как он сам написал однажды. Родство душ с Петром Аркадьевичем!
Так что, может, совсем не зря 75 лет бюст Ивана Александровича занимает место, некогда предназначавшееся Столыпину, не выстоявшему против вихрей революции и четырех годков? Несколько лет назад, с подачи нашего неугомонного, ныне, к сожалению, покойного катализатора идей Сергея Борисовича Петрова разворачивалась кампания по возвращению Столыпина на «историческое место», правда, не реплики, а современного творения Зураба Константиновича Церетели.
Кампания, к счастью, окончилась ничем – все остались «при своих», то есть, на своем месте. Да, Зураб Константинович, пожалуй, мог бы посоперничать с Этторио Хименесом по числу монументов, возведенных в разных уголках мира, но он, в отличие от итальянца, не видел живого и смертельно раненого Петра Аркадьевича. Искусство ценно тем, что хранит эмоции – а эмоции неповторимы…
Иван СИВОПЛЯС,
научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина».