Областное правительство ищет покупателя для здания-памятника начала XX века авторства Фёдора Ливчака. Это бывший доходный дом бездетной «княжны-гедонистки» Евгении Ухтомской. Отпрыски рода — потомки первого правителя Руси. Среди них: учёные, царские воеводы и фашистский шпион. Аварийное здание с историей требует дорогостоящего ремонта. Эксперты рассказали 73online.ru, какая судьба может ждать симбирского «старожила».
Объявление об аукционе разместили на сайте «Российского аукционного дома». Здание находится под «двойной охраной»: оно имеет статус ОКН и располагается в границах музея-заповедника «Родина В. И. Ленина». Площадь постройки — почти 500 квадратных метров. Стартовая цена — всего рубль. При учёте, что на торги заявится лишь один участник. Если больше, ставки пойдут с шагом в полтора миллиона. Кроме того, возвратный задаток для участия — шесть миллионов рублей.
По похожей схеме муниципальную и государственную собственность передают в частные руки не первый год. Механизм использовали для дома поэта-сатирика Дмитрия Минаева.
Немалые вложенияНачальник управления по охране ОКН Любовь Еремина напомнила о нюансах, связанных с арендой и продажей объектов ОКН. Сразу после заключения договора владельцу дают семь лет на ремонт здания. За это время нужно подготовить и согласовать с управлением проект реставрации, найти подрядчика с лицензией на работу с ОКН и завершить ремонт. А он в этом здании предстоит капитальный.
По словам владельца нескольких объектов культурного наследия, бизнесмена Эдуарда Шабалина, рассчитать даже примерную стоимость ремонта сложно.
— Приблизительная сумма станет известна только после обследования здания и результатов экспертизы. В среднем при ремонте домов-памятников счёт идёт от 150-200 тысяч рублей за квадратный метр. Итоговый же ценник, скорее всего, от 100 миллионов рублей, — поясняет бизнесмен.
Стоит учитывать, что стоимость строительных материалов для ОКН в несколько раз выше, чем для обычного дома. Есть сложность с оформлением документов: нужны справки, экспертизы — каждый шаг требует денег.
По нашим данным, ремонт доходного дома купцов Чебоксаровых по улице Гончарова, 40 (там располагается юридический факультет УлГУ) обошёлся в 134 миллиона рублей. Они ушли на укрепление фундамента, обновление фасада и полную замену кровли.
По словам Шабалина, «отбить» внушительные вложения в дом Ухтомской можно в течение 5-10 лет, к примеру, на частной медицине. Но и здесь не без нюансов.
Впрочем, в Минимущества региона нам рассказали: «в торгах изъявили желание участвовать два кандидата». Приём заявок закончится шестого августа. Торги стартуют в середине будущего месяца.
Наследие старой девыДом по Льва Толстого, 28 построили больше ста лет назад. Над его обликом трудился «селебрити» симбирской архитектуры тех лет Фёдор Ливчак. Землю под застройку выбрали в престижном районе, в квартирах — все необходимые удобства.
По предположению историков, апартаменты строились с прицелом на столичных гостей — чиновников и инженеров. В Симбирске той поры их было немало: строились крупные инфраструктурные объекты, город переживал экономический бум.
— Строились волжский мост и железная дорога, первая в Симбирске электростанция и водопровод. Эти объекты курировали и проектировали, в том числе столичные специалисты. Люди с хорошим достатком и статусом. Для них, скорее всего, и было построено это жильё, подражающее петроградским особнякам. Установить точно, кто был постояльцем сложно. Информация, скорее всего, хранится в Москве или Петербурге, — рассказывает научный сотрудник музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» Иван Сивопляс.
О владелице дома Евгении Ухтомской тоже известно немного. Она, как и её брат Михаил (ему принадлежал дом через дорогу), были бессемейными. Оба жили в своё удовольствие.
— Ещё один их брат, Александр Николаевич Ухтомский, был предводителем Симбирского дворянства, земским чиновником. Вёл активную общественную деятельность. А Евгения и Михаил почивали на лаврах. Занимались только сдачей домов. Приэтом, у Евгении Николаевны детей не было вовсе, а у Михаила — несколько незаконнорожденных, — говорит Иван Сивопляс.
Дворянский род Ухтомских — один из древнейших на Руси. Эта фамилия, наряду с Оболенскими и Пушкиными, внесена в «Бархатную книгу» — список самых известных родов XVII века.
Родоначальником княжеского рода считается Иван Иванович Карголомский (потомок Рюрика в 17 поколении). В начале XV века ему пожаловали Ухтомскую волость (сегодня — часть земель Вологодской и Ярославской областей), откуда и пошла фамилия.
Отпрысками рода в разное время были царские воеводы, учёные и даже фашистский шпион — Николай Александрович Ухтомский. Сын того самого предводителя Симбирского дворянства.
После революции юноша сражался с большевиками под Казанью и на Урале, а в 1920 уехал в Харбин. Где, позже, стал сотрудничать со «Всероссийской фашистской партией», активно поддерживаемой японцами. Русских фашистов забрасывали на территорию СССР с целью шпионажа и диверсий.
По этим статьям Николая Ухтомского обвинили в 1946 году в Москве. Годом ранее, после победы Советского Союза над Японией, организаторы и участники «партии» были интернированы обратно на Родину.
По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР Николая Ухтомского приговорили к 20 годам лагерей. В одном из которых под Воркутой он и скончался в один год с Иосифом Сталиным.
В 90-е, уже в буржуазной России, дело пересмотрели. С Ухтомского «сняли» статью за антисоветскую агитацию, но в остальной части приговор советского суда оставили без изменений. Потомка Рюрика, сына предводителя симбирского дворянства признали не подлежащим реабилитации.
Суд постановилФото: Avito.ru
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online