21.08.2023, 05:59
Для кого строили ульяновскую «Бастилию», где удобно прятать любовниц. Небанальная экскурсия

Жилые дома в центре Ульяновска нечасто попадают в фокус внимания экскурсоводов и гостей города, да и местные жители проходят мимо. Но привычные с виду многоэтажки могут быть интересны своей историей и даже иметь прозвища. 73online.ru совместно с Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» подготовил небольшую экскурсию по необычным домам советского периода.

«Мужики, да это же находка!»

Ульяновской «Бастилией» старожилы называли дом по улице Карла Либкнехта 34/5. Каких только имен ему не приписывали – и «Зигзаг удачи», и «Дворянское гнездо»… Но именно «Бастилия» была самым распространенным прозвищем из-за мрачной бетонной отделки фасада.

Пятиэтажный жилой дом в самом центре города был спроектирован архитектором Валентином Филимоновым для непростых жильцов. Квартиры там получили представители областной власти. Как позже рассказал автор проекта, решение о строительстве принимал Скочилов: возведенная ранее 14-этажка у кинотеатра «Рассвет» не вместила всех желающих партработников, и нужен был еще один дом, комфортнее прежнего.

Здание спроектировано уступами, в нем 4 подъезда, по 2 квартиры на этаже, в каждой – по 2 санузла. Кроме оригинальных скругленных лоджий и больших площадей квартир, в «Бастилии» были оригинальные тамбуры с остекленными дверьми – большая редкость для советского Ульяновска.

Ход работ и особенности планировки в прессе в период строительства, понятное дело, не освящались. Но позже Филимонов все-таки рассказал некоторые подробности. Как оказалось, исполнение проекта поначалу затягивалось из-за того, что не могли выбрать место для жилья столь высокого класса: на улице Каштанкина было шумно от железной дороги, на Старом Венце планировалось разбить сквер, и Скочилов решительно отверг предложение – он и сам собирался заселиться в новый дом… Но в определенный миг проект сильно заинтересовал будущих жильцов. Вот как описываются воспоминания архитектора в выпуске «Симбирского курьера» от 20 августа 2002 года:

«…Оказывается, внимание заказчиков сразу привлек вариант с роскошными лоджиями, выход на которые был не только из обширных зал, но и из опочивален. "Мужики, да это же находка! В критической ситуации (явится жена) есть куда спрятать любовницу!".

Поставленная в тот раз галочка – автограф А.А.Скочилова – открыла зеленый свет к строительству 28-квартирного дома на участке улицы Матросова, где был только что произведен снос старинной симбирской застройки. Как только был готов проект, потребовавший нестандартных решений (например, «висячие» лоджии), закипела ударная стройка. Несмотря на сложное объемное решение, дом выстроили в кратчайший срок. Но темпы строительства оказались моей головной болью, ибо желающих тут упростить, там изменить было достаточно. Едва удалось отстоять отделку ограждений лоджий из дерева (дуба). За моей спиной было получено «добро» из обкома на замену его типовыми бетонными панелями. Кому-то не понравился небрежно выполненный строителями образец… Пришлось на время стать плотником и все переделать, что убедило даже Самого!».

Первые многоэтажки и окна в ванных

Три каменные пятиэтажки на Льва Толстого строились в 37-38 годах для работников завода им. Володарского и, соответственно, быстро стали зваться просто «Володарскими домами». Они стали первыми жилыми многоэтажками, построенными на правом берегу Ульяновска в советский период.

– В проекте чувствуется влияние сталинского ампира – колонны, поддерживающие балконы, декоративные элементы фасада, лепнина на потолке. В квартирах первоначально были дровяные печи, их трубы сохранились на крышах до сих пор. Планировки двух- трехкомнатных квартир отличаются не только в домах, но и по подъездам. Кроме того, в этих домах ванные комнаты действительно являются комнатами, то есть в них есть полноценное окно, – рассказала экскурсовод отдела музеев Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Юлия Кириллова.

В сквере, расположенном между домами, изначально работал фонтан. В 80-е годы о нем напоминало лишь бетонное кольцо основания, почти скрытое землей. Сейчас имитация фонтана установлена в совершенно другом месте – рядом с бюстом М.Ю. Лермонтову.

Сквер был огорожен кирпичным забором с декоративными чугунными решетками. Ворота во двор также были чугунными с тем же рисунком. Их практически никогда не закрывали. Ворота исчезли гораздо раньше забора. После ремонта решетки оставили, а каменные основания снесли.

«Лебеди»

В отличие от «Бастилии» строительство трех девятиэтажек на нечетной стороне Карла Либкнехта широко освещалось в прессе тех лет. Первую статью еще до начала работ написал Филимонов как автор проекта.

Застроить новыми домами нужно было место, где шел снос старого деревянного фонда. В одноэтажных пристроях планировалось разместить так называемые блоки общественного назначения: детского клуба, сберкассы и магазина «Союзпечать». «Арки», перекинутые через тротуар, должны были воссоздать уют, который улице давали резные деревянные непохожие друг на друга домики. А нависающие лоджии и балконы, начинающиеся с шестого этажа, по задумке автора, должны были напоминать о кронах вековых тополей. Но местные жители усмотрели в архитектуре построек плавные изгибы лебедей и дали домам такое поэтичное название.

Татьяна Лисицына

Совместно с Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина»

Главные темы
Метель и снегопад в Ульяновске: поезд на Москву задержан, все автобусы остановлены
Болельщики помогли остановить «красную машину»: хоккейная «Волга» сотворила сенсацию на выезде
Хроника снегопада: аварии на трассе, упавшие щиты, ругающиеся ульяновцы
Ульяновск прощается с журналистом и летописцем Борисом Тельновым
Она горит, но не сгорает! Анастасия Велиуллова знает, как потемнеть зимой в Ульяновске