14.07.2022, 06:03
Бизнес в кризис: кто в России растет под санкциями

Нынешняя политическая ситуация и экономический кризис ударили практически по всем сферам бизнеса. Нарушение логистики и, как следствие, рост цен на сырье и импортное оборудование, отток клиентов затрудняют работу российских компаний и предпринимателей. Все это приводит к отрицательной динамике: выручка падает, а рентабельность бизнеса стремится к нулю. Тем не менее кому-то удается подстроиться под новые условия и наладить дела. О том, какие сферы бизнеса сильнее всего пострадали от кризиса, кому он дал толчок к развитию, а также какие ниши сейчас востребованы на рынке — в материале 73online.ru.

Кризис ударил по турфирмам и промпроизводству

В разгар пандемии коронавируса больше всех пострадали торговые сети, кинотеатры, детские развлекательные центры, лагеря — те сферы, где доход зависел от посещаемости. Кризис, разразившийся в начале весны этого года, носит иной характер. Колоссальные убытки понесли практически все сферы. Санкционные ограничения привели к тому, что многие предприятия, работавшие на импортном сырье, были вынуждены срочно искать либо отечественные, либо азиатские аналоги, да и с оборудованием иностранных производителей ситуация сложилась не лучшим образом. Новую технику и запчасти к ней заказать из европейских стран стало практически невозможно.

По мнению экспертов, в этот кризис в наихудшем положении оказались туристические фирмы, авиаперевозчики — из-за закрытия границ, дилерские центры, которым западные вендоры прекратили поставки, и компании, зависящие от импортного сырья и оборудования. В список последних попало большинство отраслей — от медицины до пищевой промышленности.

Директор Агентства по туризму региона Денис Ильин подтверждает, что туроператоры испытывают серьезные трудности. По его словам, в городе работает порядка 7 крупных компаний с большим штатом. Они ужимают расходы, снимают офисы меньшей площади, не нанимают новый персонал, некоторые работают удаленно.

— Европа и Китай закрыты. Из оставшихся не все страны интересны туристам. Российские путешественники тратили за рубежом несколько триллионов рублей. От 3 до 5% этой суммы оставляли себе туроператоры. Вот и считайте, сколько недополучили представители бизнеса, — рассказывает Денис Ильин.

В городских отелях ситуация складывается не критичная, но, тем не менее, они столкнулись с оттоком корпоративных клиентов. Поскольку в Ульяновской области много промышленных предприятий, большое количество людей приезжало по делам бизнеса. В связи с последними событиями активность снизилась. «Это отражается на уровне загрузки отелей. Но сильной просадки мы не наблюдаем. Показатели примерно на уровне прошлого года, — добавляет Ильин.

Беспокоит ситуация в сегменте развлечений — руководители местных кинотеатров заявляли, что из-за недостатка зарубежных фильмов трафик заведений серьезно упал. Сейчас они работают даже не «в ноль», а с большим убытком.

Как отмечает гендиректор консалтинговой группы «ДСТС Бизнес» Дмитрий Цибизов, некоторое время был провал в сегменте первичной недвижимости, поэтому, по его мнению, часть строительных компаний в этом году также серьезно недосчитается денег.

Директор регионального центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов рассказывает, что в Ульяновской области из-за санкций больше всего пострадали промышленные производства. Но выделить отдельные сферы, которые сильнее остальных ощутили на себе этот удар, сложно. В основном проблемы компаний связаны с иностранными комплектующими и логистикой. «С проблемами доставки столкнулись практически все сферы бизнеса. В меньшей степени это касается сельского хозяйства», — говорит Гайнетдинов.

Он отмечает, что обращений за поддержкой к властям от бизнеса поступает не больше, чем когда-либо. «Пик был в марте. Сейчас финансовая история у многих нормализовалась, вернулись практически все банковские продукты», — говорит директор центра «Мой бизнес».

Дмитрий Цибизов отмечает, что несмотря на высокую загрузку сухопутных грузовых операторов и их кажущуюся прибыльность, в этой отрасли есть и ряд проблем. Он связан с изношенностью транспорта.

— Их затраты в текущих реалиях будут возрастать. Для грузовиков требовались зарубежные комплектующие, как и для вагонов. Детали сильно выросли в цене, а некоторые и вовсе не удается найти. Часть техники может встать, — комментирует экспертов.

Мебельщики идут в рост

По словам Руслана Гайнетдинова, продолжают быть востребованы услуги по ремонту оборудования. «Их всегда не хватало, и они достаточно дорогие — до 50-60% от стоимости товара». Он также отмечает, что растет внутренний рынок мебели. На внешнем же российские производители с укреплением рубля постепенно становятся неконкурентоспособными. По мнению Гайнетдинова, сильный рубль хорош для привоза оборудования, но не для реализации продукции в другие страны: «Так мы начинаем проигрывать производителям внутри – Казахстану, Белоруссии. Поэтому считаю, что монетарная политика страны должна аккуратно к этому относиться».

Ранее РБК писало, что в России после ухода IKEA вырос спрос на мебель на заказ. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, объем производства мебели в стране в первом квартале года вырос в денежном выражении на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 79,6 млрд руб. Эксперты считают, что сокращение бизнеса IKEA в стране усилит конкуренцию и позволит отечественным магазинам развиваться.

Специалисты сходятся во мнении, что сейчас также хорошую прибыль показывают сельхозпроизводители, кафе, рестораны и бары, а также медицина. Отдельно выделяют внутренний туризм.

— Многие опасаются дефицита качественных материалов для пломб. Люди боятся, что цены подскочат, поэтому весной был большой спрос как на материалы, так и на услуги медклиник в целом, — говорит Цибизов.

В какой бизнес вложиться в кризис

Во втором квартале 2022 года спрос на готовый бизнес на «Авито» в России вырос на 24% по сравнению с прошлым годом. В число самых востребованных предприятий вошли сельскохозяйственные организации. Интерес к таким компаниям вырос на 15% по сравнению с предыдущим кварталом и на 40% — в сравнении со вторым кварталом 2021 года.

Также стали востребованы предприятия в сфере общественного питания. По данным «Авито», в Ульяновске наиболее популярной стала развлекательная сфера (рост спроса в 2,7 раза). Местные предприниматели чаще всего хотели купить интернет-магазин (рост спроса в 2,3 раза).

— Сегодня многие специалисты среднего и высшего звена, которые до недавнего времени работали в крупных компаниях, все больше готовы рассматривать покупку и развитие собственного бизнеса с целью диверсификации доходов. Среди наиболее востребованных сегментов — предприятия в сфере общественного питания, услуг, так как эти виды бизнеса воспринимаются как наиболее понятные. А сельское хозяйство наиболее востребовано, так как традиционно менее волатильно в период экономических изменений. Понятно, что покупать продукты люди будут, несмотря ни на что. Поэтому бизнес в этой сфере — один из самых стабильных, — комментирует Илья Дудковский, руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» в «Авито».

Директор центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов считает, что с точки зрения стабильности и независимости от экономических и политических обстоятельств для вложения денег лучше выбрать бизнес из сферы услуг. Они всегда востребованы. «К выгодным вариантам можно отнести фудкорты, кофейни, шашлычные и т. п.», — говорит он.

Руководитель Агентства по туризму Денис Ильин уверен, что поскольку сейчас активно развивается внутренний туризм, в него стоит вкладываться. Люди ограничены в трате денег за границей, поэтому они оставят их внутри страны.

— Взять, например, глэмпинги. Вложений требуется немного, окупаемость составит 3-4 года. Спрос идет и на сапборды. Один стоит 20 тысяч рублей — за 2-3 сезона их вполне реально окупить. То же касается туров, — рассказывает Ильин.

Еще пандемийный кризис показал, что тенденция на онлайн-покупки востребована среди населения. Она сохраняется и сейчас, в условиях закрытия многих иностранных магазинов. Поэтому одним из перспективных направлений в бизнесе можно отдельно выделить торговлю на маркетплейсах.

— Стремительно растет количество предпринимателей на маркетплейсах. Также увеличивается число поставщиков, разнообразие товаров. Появляются аналоги зарубежной продукции. Например, ушла c российского рынка сеть IKEA. Товары этого производителя буду постепенно замещаться. Многие поставщики на маркетплейсы пытаются составлять объединенный груз. Соответственно, с точки зрения себестоимости это будет выходить дешевле, — рассказывает экс-владелец компании «Ульяновскмебель», инвестор и крупный продавец на маркетплейсах Анатолий Еленкин.

Как пишет РБК, сервис Moneyplace подсчитал, что выручка на Ozon и Wildberries от продажи мебели и товаров для дома в апреле-июне составила 47,3 млрд руб. (в январе-марте — 43,4 млрд). В Ozon уточнили, что маркетплейсами теперь пользуются не только крупные сети, но и небольшие производители.

Из-за инфляции доходы населения постепенно снижаются, что приводит к падению спроса для всех отраслей. Исключение составляют лишь жизненно необходимые вещи. Сегменты «премиум» и «средний плюс» проседают больше всего. Поэтому, по мнению экспертов, при открытии своего бизнеса стоит ориентироваться на ценовую нишу, отвечающую спросу.

Фото на главной: ru.freepik.com

Главные темы
SHAMAN в Ульяновске потребовал черный мерседес и березовый сок
У Исайчева заканчивается срок
Красивые зубы в цене. Рейтинг самых доходных ульяновских больниц
Денис Грибов загремел в Бутырку?
В Ульяновске избили сына адвоката: Бастрыкин взял дело под свой контроль