В Совете Федерации вновь подняли тему повышения возраста для продажи алкоголя с 18 до 21 года. Сенатор Валерий Рязанский заявил, что такую рекомендацию направят правительству страны, и объяснил это заботой о здоровье населения во время пандемии. Идею поддержал Минздрав РФ. Продвинуть повышение возраста пытаются уже несколько лет, однако каждый раз - безуспешно. Опрошенные 73online.ru депутаты Госдумы от Ульяновской области и сейчас с сомнением относятся к предложению.
19 мая первый замглавы социального комитета Совета Федерации Валерий Рязанский заявил, что СФ будет рекомендовать правительству поднять минимальный возраст продажи алкоголя с 18 лет до 21 года. Это поможет "укрепить иммунитет" молодежи в условиях пандемии коронавируса. Предложение поддержал Минздрав РФ: замглавы ведомства Олег Салагай заявил, что это будет эффективной мерой по сокращению рисков для здоровья молодых людей.
Отметим, что тема повышения возрастного ценза не новая. Проект закона о запрете продажи спиртного лицам старше 21 года летом 2019 года внес в Госдуму депутат от "Единой России" Шамсаил Саралиев. В пояснительной записке говорится, что поправки расширят полномочия субъектов РФ по ограничению розничной продажи алкоголя. То есть каждый регион смог бы сам повышать допустимый возраст покупателей спиртного. В материалах есть ссылка на социологические и психологические исследования, которые утверждают, что 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение об употреблении алкоголя. Также авторы законопроекта ссылаются на опрос ВЦИОМа 2018 года. Тогда социологи выяснили, что 78% россиян поддерживают повышение возраста продажи алкоголя.
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на законопроект. Чиновники посчитали, что ограничения не дадут эффекта: молодежь поедет за алкоголем в соседние регионы, где ограничения на продажу могут быть мягче.
Еще раньше, в 2015 году, законопроект вносил в Госдуму тогдашний член Совета Федерации, известный хоккеист Вячеслав Фетисов. Запретить продажу спиртного людям младше 21 года пытались в свое время фракции "Справедливая Россия" и ЛДПР, свои поправки разрабатывал и Минздрав РФ. Однако каждый раз проекты отклоняли. Правительство давало на них отрицательнные отзывы, ссылаясь, в частности, на то, что граждане России могут полностью осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. Однако и среди министерств есть разногласия по поводу продажи алкоголя: против, как правило, выступает финансово-экономический блок, за - Минздрав и Роспотребнадзор.
Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный говорит, что как врач, проголосовал бы за такой законопроект, но сомневается в его эффективности на практике:
– Если рассуждать исключительно с государственных позиций, то любые ограничительные меры по употреблению алкоголя, вводимые государством, работают во благо. Так или иначе снижается статистика алкогольных психозов, преступлений в алкогольном опьянении и заболеваемости. В принципе, такую меру, которая действует во многих странах, можно поддержать, даже с чисто медицинской точки зрения. Но учитывая российский менталитет, я не думаю, что она будет эффективной. Сегодня подростки, которым нельзя продавать спиртные напитки, к сожалению, их приобретают – через старших товарищей, другие хитрые схемы. Здесь уже вопрос исключительно правоприменения.
Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Маринин на вопрос об отношении к предложению Совфеда ответил неопределенно. Для начала он хотел бы узнать мнение широкой общественности:
– Конечно, предложение неоднозначное. С одной стороны, оно продиктовано заботой о здоровье молодого поколения, с другой - все права и обязанности граждан наступают с достижением совершеннолетия, в том числе и служба в армии. И здесь очень важно определить приоритеты. Любые запреты и ограничения должны быть очень убедительно обоснованы. Считаю, что данное предложение должно пройти самое широкое обсуждение перед внесением его в Госдуму, и мой выбор при голосовании будет основан на мнении большинства избирателей.
Депутат ГД от "Единой России" Марина Беспалова склоняется к тому, что воздержалась бы при голосовании за такой законопроект. По ее мнению, вопрос надо детально изучить, а лишь одним ограничением продажи алкоголя ничего не добьешься - нужен комплекс мер:
- Тема довольно актуальная и обсуждаемая. И на правительственном часе министр здравоохранения Михаил Мурашко тоже высказывался, что увеличение возраста продажи алкоголя может положительно сказаться на здоровье молодежи. Но моя точка зрения, что запретительными мерами получить положительного эффекта не удастся - наоборот, это может усугубить ситуацию. Например, увеличится число фактов изготовления спиртных напитков на дому и их продажи. Это сложно регулируемый процесс, и чтобы принимать решение о повышении возраста для продажи алкоголя, необходимо детально изучить существующее нормативно-правовое регулирование, провести необходимые экономические исследования и подискутировать с гражданским обществом. Пока этот вопрос мало изучен. И только одними ограничениями не обойтись: нужно прививать культуру употребления алкоголя, пропагандировать здоровый образ жизни и создавать для него условия.
Депутат Госдумы Владимир Гутенев заявил, что не слышал о подобном предложении Совета Федерации и от комментариев отказался.
Главврач областной наркологической больницы Михаил Белянкин говорит, что повышение возрастного ценза имеет смысл:
– Считается, что в психологическом плане сейчас даже не в 21 год, а позже человек становится более-менее развитым, поэтому чем позднее продажа алкоголя будет осуществляться, на наш взгляд, тем меньше шансов стать алкоголиком. С физиологической точки зрения, 18-летний молодой человек также менее защищен от пагубного воздействия спиртного, чем 21-летний.
Андрей Семенов