В начале октября «Ульяновск online» сообщил о том, что победителем конкурса стартапов «Бизнес-проект — 2010», организованном Google и Forbes, стал проект ульяновских программистов «Ecwid». Сервис Ecwid уже установили у себя 25 000 пользователей по всему миру. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем этой компании Русланом Фазлыневым.
— Кто ваши потребители?
— Кто угодно. В ЮАР, во время Чемпионата мира по футболу, люди встраивали Ecwid в свои профили в соцсетях, чтобы продавать вувузелы. Есть восьмилетний мальчик в Америке, который торгует комиксами. Много организаторов конференций и разных мероприятий – установив Ecwid, они могут сами продавать билеты, не обращаясь к посредникам. Есть производители станков, им тоже выгодно продавать их напрямую через свой сайт. На Россию пока приходится всего 7% клиентов, но мы сайт на русском языке создали только под ваш конкурс. Считали, что важнее сначала глобальным игроком стать, а локализовать проект мы всегда успеем.
— Как получилось, что проект, у которого нет мировых аналогов, родился в Ульяновске?
— Очень просто. У меня была девушка в Ульяновске, у нее был богатый папа, и она не собиралась никуда уезжать. Так что мне надо было стать богатым, не уезжая из Ульяновска. Я бросил институт и начал бизнес. Тогда программист в Ульяновске получал в среднем $200, я мечтал зарабатывать хотя бы $400, но уже через месяц получилось гораздо лучше. (В 2002 году Фазлыев основал компанию «Креативная разработка», которая создает софт для интернет-магазинов, среди ее продуктов F-Cart, X-Cart и LiteCommerce - Forbes). Я преуспел, заработал много денег, у меня 150 человек работают. Но тем, что мы начали делать десять лет назад, сейчас занимаются сотни компаний. Плюс у меня несколько сотрудников выдернули в одночасье в проект, созданный на деньги венчурных инвесторов из Кремниевой долины. Это подстегнуло к созданию нового стартапа. Тех, кого взял в команду Ecwid, деньгами не переменить – мы создавали продукт, которым будут пользоваться люди по всему миру. Думаю, в долине подобная идея меньше стимулировала бы людей, чем в Ульяновске. В какой-то степени затворничество поощряет творчество, тем более, что Интернет открывает мир, дает поток информации. Конечно, очень важно и путешествовать, конференции посещать.
— Сразу думали о глобальном масштабе?
— Мы изначально писали все на английском. Добровольцы перевели на 25 языков, включая китайский. На русский переводить, кстати, большая проблема – слова длинные. А у нас принцип - не делать фигни. Либо мы делаем хорошо, либо совсем не делаем.
— Уверены были в успехе?
— Мы были уверены, что Ecwid сразу выстрелит, ждали шквала аплодисментов. Но когда выложили релиз, в первый день зарегистрировалось всего 70 пользователей. Но я, к счатью, вспомнил, что FedEx в первый день тоже отправил всего три посылки. Я читал, что упорство – один из атрибутов великих компаний. Мы работали, работали, и куча пользователей вскоре появилась.
— А что с монетизацией?
— То же самое. Пока на платные аккаунты – это $17 в месяц - перешло всего 400 пользователей. Мы проанализировали, почему так. Сейчас наращиваем разницу опций между бесплатным и платным аккаунтом – например, SEO-оптимизация, более быстрая доставка контента за счет того, что он лежит на ближайшем к ним сервере Amazon. Мы видим, что продажи в интернет-магазинах клиентов растут, надеемся, вырастут и суммы, которые они готовы тратить на наш сервис.
— Можете в двух словах объяснить, в чем суть технологии?
— Ecwid - первая 100-процентная AJAX-карта, карта, построенная на технологиях, которые появились совсем недавно. Я хотел сделать нечто подобное еще в 2004 году, но это было невозможно физически. Не проблема написать такую штуку, как Ecwid, например, на языке JavaScript. Но проблема, чтоб она на разных браузерах одинаково работала. Ecwid интегрирован даже с соцсетями. Можно свой магазин и на сайте, и в соцсети вставить и контролировать все это из одной панели. Социальный шопинг, кстати, сейчас очень большой тренд.
— Какие еще тренды кажутся вам интересными?
— Основной прирост сейчас дают пользователи, которые заходят в интернет с мобильных устройств. Особенно в развивающихся странах, где не у всех есть компьютеры. Африканцы страхуют посевы с помощью SMS, а Nokia даже выпустила телефон, который подзаряжается от велосипеда при езде.
— Что нужно для успеха стартапа?
— Самое важное — упорство, особенно в России. Если вы хотите создать что-то, то идете и создаете это что-то сейчас, теми средствами, которые у вас есть, и тогда вы преуспеете. А сидеть и думать «у меня есть гениальная идея», ждать, когда кто-то даст на ее реализацию много денег… Идеи ничего не стоят. Лишь реализация показывает, кто реально может заработать на идее деньги.
— Инвесторов привлекать собираетесь?
— Пока я вкладываю в Ecwid свои деньги. Инвесторов западных ищем, но нам интереснее не их деньги, а экспертиза, помощь в построении глобального бизнеса.
— Рассчитываете много заработать?
— Я не получаю пока никаких денег с этого проекта. Но для меня конкуренция – не вопрос денег. Мой бизнес должен быть самым успешным на рынке, моя марка должна победить, а деньги — это, условно говоря, очки в игре. Поэтому их хочется все больше и больше. А вовсе не для того, чтобы машину подороже купить.
— Та девушка вашей женой, кстати, стала?
— Да, конечно.
Текст: Ирина Телицина, Форбс