Год экологии, который продолжается в России, в Ульяновскую область принес немало скандальных тем охраны окружающей среды в самых разных преломлениях – от строительства новых производств до обновления Волги. Финальную черту экологического бума в стране подведет V Всероссийский съезд по охране окружающей среды, который пройдет в середине декабря в Москве. В Ульяновской области на специально проведенной конференции экологов выбраны делегаты на форум, который проводится раз в четыре года. В их числе – лидер регионального отделения Партии Зеленые, депутат ульяновской городской думы Геннадий Бударин.
- Основная экологическая проблема, которая у нас есть – это, к сожалению, отсутствие той культуры, которая была у нас в советское время. Раньше, вспомните, в пионерии – дети собирали макулатуру, металлолом – соревнования даже устраивали, наводили порядок на прилегающих территориях. Проводились субботники, воскресники. И вроде сейчас хоть изредка, но они есть, особенно по весне, а мусора все равно становится больше. Мы отвыкли следить за территорией, на которой проживаем. Раньше был своего рода раздельный сбор мусора – стекло, бумагу, железо можно было принести в приемный пункт и получить или деньги, или корешок для покупки редкой книги. Люди так целые библиотеки собирали. Сейчас этим никто не занимается. Никто заинтересованности не проявляет, а я считаю, что это тема, которую надо выносить на федеральный уровень. Бытовые отходы, которые могут быть подвержены вторичному использованию, должны оплачиваться.
- Может, это все же тема не государства, а бизнеса?
- Хорошо знаю эту тему и могу сказать, что заработать в нынешних условиях можно, разве что на утилизации металла или картона. ПЭТ тоже собирают, но деньги за пластиковую тару платят реально небольшие. Бизнес должен быть заинтересован не в захоронении, а во вторичной переработке. И это главная возможность уменьшить количество мусора. Вы посмотрите, что у нас творится в лесопосадках вдоль трасс – пакеты туда выбрасывают горами. Попробуйте в Европе оставить мусор на обочине – прилетит очень приличная сумма. Люди там небезразличные – сфотографируют номер машины, позвонят, куда нужно. Приедут и влупят штраф нарушителю, минимум, 500 евро.
- То есть, выход, по-вашему, в ужесточении штрафов или все же в стимулировании?
- Надо и то, и другое. Кнут и пряник. И стимулировать людей, чтобы они ответственно и заинтересованно относились к отходам, а с другой стороны, те, кто решил напакостничать, должны знать, что это обойдется дороже. Наверное, не может у несанкционированной свалки патруль стоять круглосуточно, но ведь можно установить там прибор видеофиксации и снимать с него данные раз в сутки. Попался кто-то – пусть заплатит и за собой уберет. Кстати, фиксаторы в контроле дорожного движения оказались как раз прибыльным для государства делом, хотя поначалу многие сомневались в целесообразности бюджетных затрат на камеры. А сейчас обратите внимание – гораздо дисциплинированнее водители стали и комплексы видеофиксации окупаются за год. Мы могли бы проявить инициативу установки камер и в местах незаконного скопления мусора, но главное, чтобы она у исполнительной власти положительный отзыв получила.
- Отчего тема утилизации мусора в Ульяновской области не получает развития? Нет желающих?
- Инициативы более, чем достаточно, но бизнес работает только если получает доход – вы же понимаете. Проект по комплексу сортировки отходов в районе Красного Яра был представлен губернатору, но его реализация должна идти поэтапно. Сейчас главная проблема в том, что территориальной схемы обращения с отходами у нас нет. Была принята, но оспорена судом и сейчас нелигитимна. Должны быть приняты адекватные нормы накопления. Нужно определить регионального оператора, установить тарифы. Тот, кто убирается, должен понимать, что будет получать деньги. Сейчас во многих местах население просто не желает платить за сбор и вывоз мусора. Это как раз работа регоператора - заключать с ними договоры. В той же Европе у каждого дома стоит мусорный бачок, каждый знает, куда выносить ведро, кому и за что он в итоге заплатит. У нас в городском частном секторе только 50% населения платит за вывоз мусора, остальные просто в горы сваливают. В деревнях вообще баков нет – все отходы идут в ближайшую канаву. Кто не платит, должен быть оштрафован! Надо заставить людей ответственно подходить к окружающему миру, чтобы они соблюдали элементарную культуру утилизации мусора.
- Достаточно ли в регионе мощностей для «культурной утилизации»?
- Проблем с полигонами в области нет. То, что летом транспортная прокуратура вышла в суд с инициативой закрыть все три полигона ТБО Ульяновска – так это проблемы надзорного ведомства. Понимаете, у нас утилизацией отходов занимаются очень ответственные люди. Бизнесом в наше время вообще нельзя заниматься безответственно. Предприниматель заинтересован соблюдать все нормы и требования законодательства и уж тем более, никто не хочет влиять на безопасность полетов, собирая на свалках стаи птиц – чтобы этого не случилось, на полигонах установлено все необходимое оборудование. Есть заключения всех надзорных органов и Росавиации, что никаким образом негативное влияние на безопасность полетов полигоны не оказывают. Что касается запуска новых мощностей, можно сказать, что это серьезные бизнес-проекты. Завод по полной переработке мусора сегодня стоит порядка полутора-двух миллиардов рублей. Это реальная стоимость немецкого завода, который строится в течение двух с половиной лет. Сразу начинаешь считать. Срок окупаемости может составить десятки лет. Если помните, были федеральные деньги на строительство мусороосжигательных заводов. Но думаю, это не вариант. Наверное, нужен другой стимул со стороны государства. В виде субсидий, либо налоговых льгот. Сейчас когда на промзоне открывается какое-то предприятие, областные структуры дают ему льготы. Сейчас немалый налог на землю по ее кадастровой стоимости, а инвесторы на 10-20 лет от него освобождаются. Будут такие льготы операторам утилизации отходов – все задумаются о строительстве мощностей.
- Депутаты местного уровня могут содействовать в увеличении привлекательности территорий для такого инвестора?
- На местном уровне немного рычагов, но мы могли бы выступить с инициативой освобождения предприятий, внедряющих экологическую составляющую, от уплаты налогов, которые идут в городскую казну, хоть она и без того пуста. Но ведь мы дали налоговые послабления на некоторое время Авиастару, УАЗу, Моторному заводу. Почему бы так не поступить и с экологически ответственными компаниями? Вообще, год экологии, объявленный в России, привел к тому, что проблемы охраны окружающей среды стали озвучивать, искать для них решения. И на уровне президента, и на уровне губернатора. Острые вопросы не замусоливают, а выносят на обсуждение. Если бы все продолжалось по-прежнему, через несколько лет мы бы все просто слоем мусора покрылись.
Еще одной важнейшей проблемой ульяновской экологии Геннадий Бударин считает состояние Волги. Федеральная программа по возрождению великой русской реки, на его взгляд, должна прийти и в Ульяновскую область. Начинать большое дело нужно с истоков и, конечно, притоков. Предложения по восстановлению чистоты Волги ульяновские делегаты готовы и высказать, и выслушать в ходе экологического Съезда в Москве.
Беседовал Олег Кузнецов.