01.02.2010, 11:55
Ульяновские чиновники просят Путина ужесточить закон о госзакупках

В конце прошлой недели ульяновские власти озаботились вопросом расходования бюджетных средств. С чиновников попытались спросить, насколько эффективно тратятся казенные миллионы. Поводом к размышлению стали данные, представленные Счетной палатой Ульяновской области: в 2009 году только на этапе приемки работ, выполненных по контрактам с властью, было выявлено нарушений на 16 млн руб. И это — верхушка айсберга. По данным ФАС и прокуратуры, госзаказы стали дополнительной «подработкой» для многих ульяновских чиновников. Результат — ежегодные почти миллиардные потери регионального бюджета.

По словам директора департамента госзакупок Министерства экономики Ульяновской области ИНГИ ПОГОРЕЛОВОЙ, система размещения и выполнения государственных и муниципальных заказов на территории региона сейчас приведена в соответствие с нормами закона и функционирует достаточно эффективно.
У Ульяновска есть сайт, на котором можно найти всю информацию о размещенных заказах, есть специальный департамент, который проводит торги, есть контролирующие органы, которые оценивают законность заключенных контрактов и качество выполненных работ. И вроде бы преодолены проблемы прошлых лет, когда из-за плохой информированности на торги выходил всего один участник и аукцион считался несостоявшимся. И уже не ведут потенциальные подрядчики войны-сговоры друг против друга. Электронная форма торгов не позволяет им узнать имя конкурента до оглашения их результатов. И все же ежегодно ульяновский бюджет теряет миллионы рублей на некачественно выполненных государственных и муниципальных заказах. Ульяновские чиновники винят в этом… федеральный закон и подрядчиков.
Так, директор департамента госзакупок Инга Погорелова уверена: существующие условия проведения торгов приводят к тому, что доступ к казенным средствам получают недобросовестные коммерческие структуры. «Основным критерием проведением аукционов по размещению заказов сейчас является цена, а не качество выполненных работ, — говорит г-жа Погорелова. — Кто предложит меньшую цену — тот заказ и выигрывает».
По мнению чиновницы, ситуация с потерями бюджета на некачественно выполненных гос- и мунзаказах не изменится до тех пор, пока не будет изменен закон. Условием проведения торгов по размещению государственных заказов должна стать не их стоимость, а требование к качеству работ и к подрядной организации.
По словам Инги Погореловой, ульяновские служащие из министерства экономики уже отправили обращение в Госдуму и премьер-министру ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ с рекомендациями внести соответствующие поправки в законодательство.
Как отреагирует Москва на предложение местных чиновников — пока не известно. Однако представители ульяновского бизнеса уверены, что проблема «некачественных» подрядчиков — это не столько продукт несовершенного закона, сколько результат коррупционной деятельности местных государственных и муниципальных служащих, лоббирующих интересы отдельных коммерческих структур.
Так, коммерческий директор компании «Стройинвест» МАКСИМ РЯБУХИН считает, что фирме «со стороны» получить в Ульяновске крупный гос- или мунзаказ очень сложно: сферы влияния в регионе давно поделены и за каждый рубль, попавший в нужные руки, чиновники получают до 40% от его цены в виде отката. «Любая адекватная организация стремится работать в прибыль, а не в убыток. Поэтому когда какая-либо фирма предлагает выполнить муниципальный заказ — сделать, к примеру, фасадный ремонт здания по цене, на порядок ниже рыночной, — есть смысл задуматься, — считает г-н Рябухин. — На поверку, как правило, выходит, что подрядчик, предложивший самую низкую цену, — подставной. Он либо вообще не заинтересован в качестве выполнения работ, либо имеет договоренность с заказчиком о том, в какой степени работы будут произведены. Поэтому, например, административные здания в Ульяновской области ремонтируются не раз в пять лет, как положено, а ежегодно. Торги по размещению бюджетных заказов — это выгодный бизнес. И местные чиновники это очень хорошо понимают».
Ульяновские законотворцы готовы поддержать местный бизнес и принять участие в наблюдении за проведением торгов. Так, депутат ЗСО АЛЕКСЕЙ КУРИННЫЙ предложил создать специальную общественную группу по контролю за начальной ценой контрактов, чтобы госзаказы не оформлялись под конкретных поставщиков и чтобы цена их не завышалась или не занижалась сознательно. Однако председатель Счетной палаты Ульяновской области ИГОРЬ ЕГОРОВ считает, что такая мера «наблюдения» будет неэффективной. «Депутаты Гордумы уже попытались создать подобный контролирующий орган,— заявил Егоров. — Но оказалось, что люди, вошедшие в него, не обладают необходимым профессионализмом и не могут проводить оценку контрактов. После того как в результате выявленных нарушений на членов контролирующей организации был наложен штраф по 20-30 тыс. руб. (люди подписывали бумаги, значит, должны нести ответственность за их содержание), комиссия перестала существовать сама по себе — депутаты из нее вышли».
В результате получается замкнутый круг. Закон позволяет недобросовестным «слугам народа» и недобросовестным подрядчикам иметь впечатляющий дополнительный источник дохода в виде средств, предназначенных для реализации гос- и мунзаказов. Бюджеты теряют миллиарды рублей. Контроль за торгами и их результатами может быть только «по факту» — когда деньги разыграны и работы проведены. Счетная палата, ФАС и прокуратура налагают тысячные штрафы на чиновников и коммерческие структуры, но признают: денежные средства, возвращаемые при этом в казну, по размеру не сопоставимы с теми, что были неэффективно потрачены.



Текст: Ирина Каленова
Иллюстрация: sensator.ru


Главные темы
SHAMAN в Ульяновске потребовал черный мерседес и березовый сок
У Исайчева заканчивается срок
Красивые зубы в цене. Рейтинг самых доходных ульяновских больниц
Денис Грибов загремел в Бутырку?
В Ульяновске избили сына адвоката: Бастрыкин взял дело под свой контроль