14.05.2016, 09:00
Андреев, Сморода и другие о налоге на тунеядство

Вопрос о необходимости ввести налог на тунеядство российскими парламентариями поднимается с завидной регулярностью. Очередное возвращение к теме произошло недавно, когда депутаты питерского Заксобрания предложили Госдуме рассмотреть законопроект о наказании неработающих россиян.

Людям, которые оказались в непростой жизненной ситуации и не могут найти работу, инвалидам, а также большинству граждан страны переживать не стоит. Нововведения могут коснуться только тех, чьи ежегодные расходы превышают миллион рублей, при этом человек официально не трудоустроен. Таким лицам придется отчитаться обо всем, что «нажито непосильным трудом» или отправиться на трудовые работы.

Если инициатива о введении налога на тунеядство в России найдет поддержку власти, то в КоАП появится новая статья «Уклонение от трудоустройства физлица, совершившего крупные расходы». Планируемое наказание - исправительные работы от 3 месяцев до 3 лет.

Инициативная группа во главе со справедливороссом Андреем Анохиным уверена, что новый закон «восстановит нормы социальной справедливости» и поможет сократить количество налоговых «уклонистов», а также существенно сократит количество фирм, где сотрудники работают без трудовых договоров. По данным Росстата, таких в стране не менее 20 миллионов человек.

Многие политические деятели поддержали инициативу. Так, Валерий Трапезников из думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов отметил, что в число тех, кто должен платить налог на тунеядство, должны войти все граждане страны. «Заставив всех работать», удастся увеличить доходы и в бюджет, и в фонды соцстрахования.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала идею даже раньше, чем она была «рождена» питерскими законодателями. Она высказала согласие с мнением депутатов Северной Осетии, которые хотели отказать тунеядцам в выплате социальных пособий.

Позже откликнулся и замглавы Роструда Михаил Иванков. Он также заявил, что мера должна быть направлена на граждан, которые не работают официально и не регистрируются в центрах занятости. По данным чиновника, 15 миллионов трудоспособного населения не устроено официально. Взносы в медицинские и пенсионные фонды не поступают, при этом люди пользуются всеми социальными возможностями.

Оказалось, что противников данных мер тоже предостаточно. В Академии труда и социальных отношений поспешили напомнить, что рынок переживает не лучшие времена, поэтому трудоустроить всех желающих просто нереально. Советские времена, когда власть несла ответственность за предоставление рабочих мест, остались в прошлом. Эксперты убеждены в абсурдности наказания за то, что человек не может найти работу.

Минтруд высказался однозначно: труд - дело добровольное. А собранные с «тунеядцев» налоги и штрафы не решат проблемы фонда социального страхования.

73online.ru решил опросить ульяновских экспертов, чтобы узнать у них, как они относятся к «налогу на тунеядство».

Екатерина Сморода, директор департамента социальной защиты населения в региональном правительстве:

- Сама идея очень актуальна, но тут есть очень тонкая грань. По оценке федеральных ведомств порядка 30% населения не имеют легального дохода, а это значит, что 30% экономики страны находится в сером секторе. Налоги - это фискальное бремя, которое должен нести каждый из нас. Но есть и другая сторона медали: у любого человека есть добровольное право на труд - он может работать, а может и не работать. Об этом написано в главном документе нашего государства - Конституции РФ. И никто не может наших граждан этого права лишать. На мой взгляд, тут должен быть личный и общественный интерес - возможность претендовать на все социальные блага, но за это и отчислять налоги в бюджет. Считаю, что инициативу о введении налога на тунеядство нужно очень подробно рассматривать и обсуждать, чтобы не ущемлять права населения.

Ростислав Эдварс, член комитета по социальной политике в ЗСО, руководитель фракции «Единая Россия»:

- Тут нужно разбираться. Думаю, что необходимо вносить поправки в наше законодательство. Но «лобовых» решений здесь вряд ли приходится ждать. Дело в том, что такого понятия как «тунеядство», которое существовало в Советском союзе, уже давно нет. Современные тунеядцы - это обычные нелегалы, которые не осуществляют налоговых отчислений в бюджет. Речь о недобросовестных работодателях. Это люди, которые пользуются бесплатным образованием и медицинскими услугами, имеют возможность получать пенсию за выслугу лет, однако, свою часть обязательств перед государством не выполняют.

Алексей Куринный, первый секретарь регионального обкома КПРФ, врач-хирург Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи:

- Тунеядство - проблема, по большей части, надуманная. Сейчас у нас почти четверть населения не оформляет трудовые отношения. Это неправильно, их трудовые контракты нужно делать явными. Лично я считаю, что если работодатель не берет ответственность за своих сотрудников, не отчисляет НДФЛ и другие налоги, то необходимо вводить для него уголовную ответственность. Проблема давно назрела - трудовые отношения в нашей стране нужно сделать прозрачными. Но тема эта очень сложная, тут придется полностью пересматривать налоговую систему страны. У КПРФ на этот счет уже разработана комплексная система мер.

Вадим Андреев, первый заместитель Главы администрации города Ульяновска:

«Инициатива очень спорная. С одной стороны, труд - дело свободное, то есть, россиянин сам выбирает, работать ему или нет. Это конституционное право каждого человека, предусмотренное основным законом страны. С другой стороны, мы имеем проблему теневой занятости. Нужно ее решать. Но вопрос в том, каким методом. Даже если инициатива превратится в законопроект, нужно обратить внимание на механизм контроля над расходами людей. Как и кто будет контролировать, на что и сколько денег потратили граждане? Инициатива неоднозначна по своей сути и механизму ее реализации.

Анна Лебедько, депутат Ульяновской городской думы, член комитета по социальной политике и развитию человеческого потенциала:

- К инициативе у меня отношение двойственное. Если человек реально имеет и показывает большие ежемесячные доходы, то они должны быть куда-то привязаны. С них должен идти налог. С другой стороны, у нас существует проблема безработицы, и гражданин может сказать, мол, «я стою на бирже, не могу устроиться по своей профессии». И как бы не попали невиновные люди под наказание... Но сама идея, безусловно, хороша. Однако, чтобы за ее реализацией следить, нужна армия чиновников. Как бы траты на них не оказались выше тех денег, что страна теряет на невыплаченных налогах. Но если люди имеют доходы и не платят с них налог, то порядок здесь наводить, конечно, нужно.


Алсу Айзатуллина, депутат Ульяновской гордумы, комитет по социальной политике и развитию человеческого потенциала:

- Инициатива действительно хорошая, но в отношении сбора налогов. А «пришпандоривать» сюда «тунеядство» не нужно. В любом случае, люди должны платить налог, если они зарабатывают. А зарабатывают они, чтобы жить. Нужно понимать, каким образом граждане получают деньги. Если это разбой или воровство, то этими фактами должны заниматься правоохранительные органы. Если же это уклонение от налогов, то да.... Здесь бы такой закон помог. Но мух от котлет нужно отделить. Уход от налогов - это не тунеядство. И еще нужно осторожно подходить к наказанию за такие преступления. Три года исправительных работ, как предполагают законотворцы, - это очень много. Если у человека сомнительные заработки, то в отношении него лучше ввести материальные штрафы.

Дарья Косаринова

Лена Ленина

Главные темы
Ульяновский экс-депутат Денис Грибов задержан в Москве
Гвоздев против! Депутат требует закрыть «Подъ!*бар»
Казань атаковали беспилотники: что известно про прилеты БПЛА в Татарстане к этому часу
Собор, театр, маскарад: как симбиряне праздновали Рождество и Новый год
Главные итоги по нацпроектам в Ульяновской области