25.02.2016, 06:20
Сбежавшие миллионы. Ретивые налоговики заставляют растущий бизнес уходить к соседям

За последние два года количество ульяновских предприятий, которые «прописались» в других регионах России, возросло до критического уровня. По неофициальным данным, ежегодно из региона «сбегают» до десятка крупных налогоплательщиков. Предприятия ведут свою деятельность на территории Ульяновской области, а налоги предпочитают отчислять в бюджеты других регионов - Москвы, Самары, Татарстана.

И речь не о сомнительных серых юридических лицах-однодневках. Речь о полноценных производственниках, которые работают на территории региона более трех - пяти лет, имеют миллионные обороты, которые могли бы отчислять в ульяновский бюджет до полумиллиарда рублей налогов в год, но предпочитают платить их в казну соседей.

В качестве основной причины своего бегства из Ульяновской области такие предприятия называют неадекватное отношение к ним со стороны налоговиков - межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам под руководством Елены Кондрашиной.

Не так давно 73online.ru уже писал о том, как уставшие от давления со стороны налоговой службы такие знаковые предприятия региона, как молокозавод «Алев» с его фирменными брендами «Кошкинское» и «Заволжское», а также станкостроительный завод из Димитровграда «Зенит-Химмаш» просто ушли со своими налогами в Самару. В результате бюджет Ульяновской области не досчитался солидной суммы.

«Алеву» налоговики «доначислили» недоимку на сумму около 200 млн., сумма оказалась неподъемной для молочного бизнеса. В результате около 80 млн. ежегодных налогов (по оценкам наших экспертов) утекли в Самару.

«Зенит-Химмаш» - предприятие-производитель уникального оборудования для нефтяной и газовой промышленности, на котором трудоустроены более тысячи жителей Димитровграда, вообще планирует свернуть свою деятельность в регионе. Им налоговики доначислили 70 млн., с требованием «фискалов» производственники не согласны. С легкой руки сборщиков «податей» против руководства завода возбуждено уголовное дело по факту неуплаты налогов. В результате собственники бизнеса, желая спастись от тюрьмы, готовы все бросить и просто бежать, не оглядываясь, из региона. Что будет с оставшимися без работы сотрудниками «Зенит-Химмаша», по-видимому, этот вопрос никого не волнует.

Недавно прошла информация, что еще один крупный налогоплательщик региона, чьи акцизные (пивные) отчисления в бюджет региона формируют львиную его долю, - ООО «Завод «Трехсосенский» готов перерегистрироваться в Москве. Причина все та же - невозможность вести свою деятельность на территории Ульяновской области из-за давления на бизнес со стороны налоговой службы. Если это случится, областной бюджет лишится более 1 млрд. рублей поступлений ежегодно.

73online.ru решил выяснить, является ли ситуация с бегством резидентов из региона исключительно ульяновской или же носит общероссийский характер.

Опрошенные нами эксперты были в своей оценке однозначны: в условиях кризиса и острой нехватки средств в местных бюджетах такое отношение к «кормящему» регион бизнесу - преступление. И дальше отмечают, что так остро, как в Ульяновске, ситуация не складывается, пожалуй, нигде по России.

Аналитик группы компании «Финам» Алексей Калачев считает, что в России есть примеры территорий, где взаимоотношения контролирующих органов и бизнеса складываются успешно. Калачев уверен: Ульяновская область могла бы равняться в этом отношении на Калужскую и Белгородскую область.

-Алексей Анатольевич, как Вы оцениваете ситуацию с бегством резидентов из Ульяновской области? Это нормальная практика?

- Конечно, это ненормальная практика, и, конечно, власть и бизнес должны договариваться. Все-таки ситуации в регионах различны, и нельзя говорить о некоем общем положении дел. Где-то бульдозером сносят павильоны по ночам, где-то с уведомлением за месяц, где-то по суду, где-то по административному решению. В любом случае, деловой климат зависит, прежде всего, от администрации, от того, как она выстраивает взаимоотношения с бизнесом. Когда администрация региона заинтересована в развитии бизнеса, создании рабочих мест, долгосрочном росте налогооблагаемой базы, то она, конечно, сумеет договориться и создать благоприятный деловой климат. В качестве примера обычно приводят Калужскую или Белгородскую области.

- Еще в качестве положительного опыта. Например, в середине нулевых на уровне высших государственных органов продвигалась идея более равномерного распределения крупнейших налогоплательщиков по регионам, чтобы не все налоги концентрировались в Москве. В частности, таким образом «Сибнефть» перевела головную контору в Санкт-Петербург. Было еще несколько подобных случаев, но потом тема как-то постепенно затихла.

Директор Казанского юридического центра Фанис Биляев в том, что компании бегут из региона, видит превышение своих полномочий со стороны налоговых органов, и уверен, что такое поведение налоговиков чревато массой негативных последствий для любого региона:

«Практика показывает, что начисление налогов в ходе выездных проверок очень часто бывает неправомерным. Были случаи, когда налоговики, преследуя сиюминутный интерес, просто уничтожали бизнес. Конечно, это очень большая проблема».

Алена Иванова

Главные темы
Молодые ответили на голы Молодых: хоккейная «Волга» выцарапала ничью в Новосибирске
Первая гимназия заболела. Корнилин ввел срочные меры
В Ульяновске загорелось здание областного суда: фоторепортаж с места событий
Экстрим-парк в «Городе новаторов»: новый центр притяжения появится в Засвияжском районе Ульяновска
Десять лет спустя. Дольщики Лебедева и Шмелёва до сих пор пытаются получить ключи от квартир