Встреча с известным российским писателем и общественным деятелем Захаром Прилепиным вызвала большой ажиотаж. В Ульяновске интерес к его персоне оказался, что называется, чрезвычайным. Здание областной научной библиотеки буквально ломилось от его читателей, почитателей и тех, кому просто знакомо его имя. Слушали его заворожено. С какими мыслями приехал писатель в город, каким предстал он перед публикой и что хотел до нее донести, выяснил корреспондент 73online.ru.
Одинокий курильщик
Началось все за час до творческой встречи, которая была назначена на 16.00. Около входа в библиотеку стоял среднего роста мужчина в капюшоне, из-под которого тонкой струйкой вверх поднимался дым сигареты. Он стоял в одиночестве, погруженный в свои мысли. Взгляд его ни на чем не останавливался. Он спокойно готовился к встрече с журналистами. И только раз его глаза (не он сам, а только глаза) обратили внимание на меня, но дальше продолжили осматривать зимний пейзаж.
Через несколько минут началась пресс-конференция. Представляла писателя заместитель директор библиотеки Ольга Даранова. Она красноречиво описывала его заслуги, награды и творческие находки, пока гость молчаливо и как-то окаменело смотрел в потолок. Как только прозвучало его имя - Захар Прилепин - он ожил.
- Здравствуйте, коллеги. Я могу называть вас коллегами, так как сам имею прямое отношение к СМИ. Был обозревателем в нескольких изданиях. И сейчас сотрудничаю с некоторыми журналами. Кроме того, веду свой блог, - откашливаясь, поздоровался он. - Но сейчас приехал в Ульяновск как писатель.
«Биение истории» в Ульяновске
Это не первый визит Прилепина в Ульяновск. Два года назад он уже побывал в Симбирске, как сказал он сам, и в его памяти очень точно запечатлелась набережная Волги и та атмосфера, которая сложилась в Ульяновске: «Здесь чувствуется биение истории».
Задать вопросов Прилепину за полчаса удалось не так много. В основном они были связаны с литературой и его гражданской позицией. Отвечал он уже привычно и устало, как бы заученными словами. Сам невольно объяснил это тем, что его «гастроли» продолжаются уже не первую неделю. «Это 10-ый или 12-ый город, куда я приезжаю с творческими встречами». Возникло чувство, что вопросы были ему до боли знакомы и понятны, однако отвечать нужно было полно и обстоятельно. И Евгений Николаевич (настоящее имя - ред.) отвечал.
«Как с родней повидалась»
Рассказал он о том, какие критерии писательства видит («их нет и быть не может»), что для него литература («волшебство, незримое взгляду явление») и какие чувства вызывает у него хорошая книга. Отвечая на последний вопрос, он вспомнил историю о своей матери, которую однажды застал плачущей:
- Почему ты плачешь?
- Я перечитала «Тихий Дон». Как с родней повидалась...
Вспоминая свою юность и основные вехи биографии, он остановился на том круге чтения, который сделал из простого рязанского парня писателя Прилепина. С самого детства на его книжной полке стояли стихи Есенина, Блока, романы Стругацких, а позже - Эдуарда Лимонова. «Поэзия произвела на мои произведения больше влияния, чем проза», - скажет он позже во время встречи с читателями.
Его музыкальные пристрастия были полностью связаны с Александром Скляром, Виктором Цоем, Константином Кинчевым и другими идолами советской рок-сцены. «Это были те музыканты, которые помогали мне вписаться в новую жизнь». Уже позже, будучи известным писателем, как признался сам Прилепин журналистам, он вместе с некоторыми из них реализовал собственный музыкальный проект, в котором также принял участие брат писателя.
Жал руку Пушкину
К слову, во время творческой встречи Прилепин развил свою мысль о литературной преемственности. Рассказывая о смерти, но больше - о жизни скончавшегося недавно Валентина Распутина, он упомянул про теорию рукопожатий.
- Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь - Тургеневу, Тургенев - Горькому, Горький - Леонову, Леонов - Распутину, а уже Распутину руку жал я, - проговорил писатель. Аплодисменты завершили это высказывание. Немного нескромную мысль Прилепин свел к шутке: «Поэтому если хотите прикоснуться к Пушкину, то после встречи жду».
Отдельный блок его выступления перед публикой был посвящен и вкладу Леонова в русскую литературу, и самому явлению советской литературы, которая произвела на Прилепина огромное влияние. Он много размышлял о том, почему советским писателям не уделяется должного внимания и что они собой представляют.
«Я не Пелевин, чтобы писать по роману в год»
- Человек, который не читает современную литературу, предпочитая классику, многое упускает. Это как жить одновременно с Толстым и Достоевским, но читать Сумарокова и Кантемира, потому что они проверены временем, - эта мысль Прилепина фактически стала флагманской в его размышления о литературе сегодняшней России.
По всему было понятно, что сам он читает много и читает с интересом. Однако о некоторых своих коллегах он высказывался весьма колко и остро. Он не отрицал, что сегодня российская литература разделилась на два лагеря - либеральный и патриотичный. Причем к первому сам Прилепин относится с явным непониманием. Такие имена как Улицкая, Акунин, Быков и др. он не клеймил позором, признавал, что с некоторыми из них дружит, но утверждал, что взгляды их разделять не может.
- Нельзя сказать, кто прав, кто нет. Это слишком условные понятия. Но если говорить, например об Улицкой, то у нас диаметрально разный подход к вещам. Там, где я вижу белый, она видит черный, то, что меня радует, заставляет ее грустить, то, что меня оживляет, ее губит. И наоборот.
Говоря о том, когда он напишет следующую книгу и чему она будет посвящена, Прилепин отрезал: «Я не Пелевин, чтобы писать по роману в год». Подобные хлесткие и жесткие высказывания сопровождали не только его встречу с журналистами, но и последовавший за ней творческий вечер.
Война не прекратилась ни на минуту
Недавно Прилепин написал книгу, о которой говорит очень скупо и сухо. Она получила название «Не чужая смута». Посвящена она событиям на Украине. «На Донбассе у меня нет кровной родни, но все эти люди - мои близкие», - так выразил он свое отношение ко всему происходящему.
Позиция его однозначная: то, что происходит в Малороссии - это большая беда, которая коснулась России и Украины. «Я неоднократно там бывал. Причем не только с гуманитарной помощью. Исходя из нынешних законов Украины, я там занимался подсудными делами, помогал сепаратистам».
Рассуждая о вопросах войны, которая «не прекратилась ни на минуту», войны, на которой продолжают и сегодня умирать люди, Прилепин смог остаться достаточно холодным оратором. Он размышлять о происходящим как-то отстраненно и свысока, хотя во всей его речи чувствовалось, что именно эта проблема сейчас точит его больше всего, именно об этом он думает, стоя у крыльца библиотеки и выкуривая сигарету.
Так или иначе к этой теме он возвращался и во время пресс-конференции, и во время встречи с читателями неоднократно. И никакая другая тема не могла его так же раззадорить. Приводя свои научные выкладки о литературе и свободе слова, о культуре и политике, он как будто продолжал плести связную и очень объемную мысль о том, что Россия должна стать единой и сильной. «Я счастлив, что живу в государстве, которое меняется и идет своей дорогой».
Приехал как писатель
Его приезд в Ульяновск действительно напоминал, по его меткому выражению, гастроли. Посетили его творческий вечер самые разные люди. Были среди них ученые, журналисты, политики и многие другие. Все они слушали Прилепина, и все они понимали его волнение за родную страну, которая непременно должна идти по своему пути.
Однако при этом сам писатель оставался сдержан. Все, о чем он говорил, было как будто попыткой снять пафос, который окружает его персону. После всех дифирамбов, рассказов о его наградах, о его романах он отшутился: «Прямо как на похоронах». И такая усмешка, едва различимая ирония сквозила через все громкие слова, которые произнес в том числе и он сам.
Было очевидно, что его позиция по всем вопросам принципиальна. Было очевидно, что он вряд ли признаёт полутона. Но очевиднее всего было - что он действительно горит каждой своей идеей, а не выставляет ее напоказ, как диковинку. Быть может, отсюда эта ирония, эти попытки сделать тише громкие слова...
И наверное, поэтому запомнить Прилепина больше хочется не оратором, держащего в напряжении целый зал, а одиноким курильщиком, который думает о чем-то, молчаливо поглядывая из-под капюшона.
Иван Хитонов
фото с сайта indafacts.com