Вчера назначенный чуть больше года назад прокурор Ульяновской области Сергей Хуртин дал свою первую пресс-конференцию. Прокуратура подводила итоги полугодия, однако обсуждали в основном тему коррупции и работы силовых ведомств. Как часто надзорному ведомству приходится оспаривать изданные властями нормативно-правовые акты и какие сферы деятельности наиболее коррупционны, узнавала корреспондент 73online.ru.
Заявленной темой пресс-конференции стало подведение итогов работы прокуратуры региона за первое полугодие 2014 года. Цифры были озвучены внушительные: за шесть месяцев прокуроры Ульяновской области выявили 20 500 нарушений, было оспорено почти 1 500 незаконных правовых актов, внесено 3 100 представлений, в суды направлено свыше 5 500 исков, по материалам прокурорских проверок возбуждено 60 уголовных дел.
Однако на некоторых вопросах в ходе обсуждения остановились более подробно.
Треть преступлений остаются нераскрытыми
Отдельно была затронута тема преступности в регионе и «больных мест». Со слов Сергея Хуртина, число преступлений в Ульяновской области совершается достаточно большое: "Если исходить из цифр зарегистрированных, то их чуть более 7 тысяч. Раскрываемость преступлений составила 66,4%, то есть можно смело утверждать, что одна треть преступлений остаются нераскрытыми. Что такое нераскрытые преступления все прекрасно понимают. Это незащищенные интересы конкретного человека».
Настораживает и статистика совершения преступлений в общественных местах - их около 40% от числа зарегистрированных. Если из общественных преступлений вычленять уличные, то на них приходится порядка 26%. И все это вопросы безопасности и жителей города, и жителей области.
Еще один вопрос, который вызывает беспокойство, - количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. "Есть проблемы по рецидивной преступности, по совершению преступлений организованными группами. Все прекрасно знают, что эти события, которые происходили в Заволжском районе, когда, будем так говорить, определенный передел происходил в сфере маршрутных перевозок, стычки в Засвяжском районе... Они же не просто так сами по себе появляются. Это проблемы, которые есть в области, над которыми необходимо работать, - продолжал Сергей Хуртин. - Вопросы противодействия незаконной игорной деятельности. Может, она имеет не такие масштабы, как в более крупных субъектах, но в Ульяновской области они тоже имеют место. К сожалению, результативность нашей работы, я хочу сказать, не только органов полиции, но и нашей совместной работы, потому что мы тоже сопричастны, не является удовлетворительной".
Коррупции больше, громких дел единицы
Еще один вопрос, о котором вчера говорили, пожалуй, больше, чем обо всем остальном - коррупция. Комментировать эту тему Сергей Хуртин начал с изменений в законодательстве: «На уровне руководства государства, Президента страны в последнее время приняты очень серьезные меры по противодействию коррупции. Впервые на законодательном уровне этот вопрос нашел свое решение. Внесены изменения в административное и уголовное законодательство. ... Более жестким стал подход к проверке сведений лиц, которые обязаны отчитываться о своих доходах и имуществе».
Несмотря на это, количество преступлений не уменьшается. Только за прошлый год 94 уголовных дела было направлено в суд по линии коррупции. Но на эту статистику можно смотреть по-разному, как пояснил Сергей Хуртин. «Сами по себе цифры не всегда являются критерием того или иного положения вещей... Ведь если посмотреть на статистику, то у нас очень много привлекается к ответственности рядовых сотрудников: рядовых полицейских за взятку в 1000 рублей, врачей за больничный лист. А если говорить о звучных делах, то их по пальцам можно пересчитать», - сетовал прокурор региона.
Тем не менее, по мнению Хуртина, та работа, которая проводится сегодня в этом направлении, дает свой эффект. У многих чиновников появился страх. Однако преступления все еще совершаются, просто теперь они носят более скрытый характер. «Все-таки чувство страха приземлило», - резюмировал прокурор.
Серьезных проблем во взаимодействии с властью нет
Отдельно обсуждали органы власти. Несмотря на то, что оценивать эффективность ее работы Сергей Хуртин отказался, он смог затронуть тему взаимодействия с чиновниками и депутатами в части нормотворчества.
«Установлен порядок, согласно которому все проекты нормативно-правовых актов прокуроры прорабатывают. Если прокурор дает отрицательное заключение, то оно учитывается», - заверил Сергей Хуртин. По его словам, в прошлом году таких отрицательных заключений было дано около полутора тысяч. «И на законы Ульяновской области, и на Постановления Правительства, и на Распоряжения губернатора. И все они учитывались. В этом плане каких-то серьезных проблем и вопросов нет», - пояснил глава ульяновской прокуратуры. Были случаи, когда нормативно-правовые акты принимались вопреки отрицательному заключению прокуратуры, но их единицы и они впоследствии были опротестованы в суде.
Любопытно, что наибольшее количество нарушений в проверяемых документах выявляется на уровне органов местного самоуправления. Как пояснил Хуртин, это связано с тем, что в областных органах власти - Правительстве и ЗакСобрании, работают сильные юристы, специалисты, а вот на местах есть проблемы и по подготовке, и по качеству проработки документов.
Когда разговор зашел о сферах, по которым чаще всего приходится оспаривать нормативно-правовые акты и иные документы, то есть о тех отраслях, где коррупции больше, была озвучена вполне логичная и по сути всем известная информация. Как правило, наибольшее количество вопросов возникает к тем сферам, где речь идет о каких-либо ресурсах: материальных или финансовых. В основном это сфера закупок, земельных отношений, государственной и муниципальной собственности. Хотя нередко возникают вопросы и по работе других отраслей.
Интересно, что грести всех под одну гребенку прокурор отказался, когда речь зашла о взаимодействии власти и криминала. Отвечая на вопрос о том, есть ли такое явление, Сергей Хуртин ответил: «Я не могу вам на 100% сказать «да» или «нет». Такие факты, видимо, имеют место. Но это нужно рассматривать в рамках конкретных материалов, дел, фактов. А вот безапелляционно говорить, что криминал сошелся с властью, а она с ним, будет не совсем правильно. Нужно рассматривать конкретные дела».
Юлия Паздникова
Фото с сайта ulproc.ru