С января текущего года вступили в силу поправки в федеральное законодательство, согласно которым фиксированные страховые взносы индивидуальным предпринимателям были увеличены более чем в два раза. Такой поворот грозит закрытием бизнеса мелким ИП, ведь теперь им придется отдавать в Пенсионный фонд более 35 тысяч рублей в год. До поправок эта сумма составляла около 17 тысяч рублей. По мнению директора департамента по развитию предпринимательства Руслана Гайнетдинова, увеличение взноса может серьезно ударить по микробизнесу. Однако сотрудники налоговой службы видят в поправках в федеральный закон и положительные моменты.
На новые поправки бизнес отреагировал мгновенно. В ульяновских налоговых образовались очереди из «ипэшников», желающих ликвидироваться и сдать свидетельства о регистрации. Согласно данным УФНС по Ульяновской области, только за январь 2013 года на территории нашего региона прекратили свою деятельность 1725 индивидуальных предпринимателей, из них 955 ИП в Ульяновске.
Впрочем, такая картина характерна не только для Ульяновской области. Предприниматели устремились в налоговые службы по всей России. Однако, по словам Руслана Гайнетдинова, ошибочно считать, что все они сдают свидетельства о регистрации только по причине увеличения страховых взносов.
Говоря о повышении взносов для индивидуальных предпринимателей, г-н Гайнетдинов отметил, что законодательство имеет отрицательные моменты. Во-первых, повышение взносов было слишком резким, а во-вторых, не совсем был продуман момент распространения подобных нововведений на такую категорию, как первичные предприниматели - рабочие-надомники, репетиторы, работники СТО, где сам предприниматель оказывает услуги, не имея наемных работников, и его годовой доход составляет 100-300 тысяч рублей. «Безусловно, из-за повышения взносов уйдет категория микробизнеса, которая находится на первичной стадии. Но ошибочно говорить, что ИП сдают свидетельства только по этой причине. Есть различные факторы. Например, сегодня прекратили регистрацию пустых фирм-однодневок. Были закрыты многие юридические лица, которые регистрировались на всякий случай. Плюсов для региональной экономики от этого точно не будет, но, думаю, и в минус мы не уйдем благодаря поступательному росту количества объема оборота существующих предприятий. Существуют и другие риски, ведь больше людей будет работать в тени и нам придется потратить еще 2-3 года, чтобы заставить их вернуться», - рассказал Руслан Гайнетдинов.
Заместитель начальника налоговой службы Заволжского района Любовь Герасимова считает, что правительство идет на вынужденные меры, так как Пенсионному фонду недостаточно средств для выплаты пенсий. С другой стороны, г-жа Герасимова отмечает, что повышение взносов способствует развитию теневого рынка. «Чем больше налогоплательщиков уходят от налогообложения, тем больше необходимость повышать ставки. Из-за повышенных ставок все больше предпринимателей уходит в тень, не уплачивая налоги. Получается замкнутый круг. Но я считаю повышение правильным с точки зрения того, что у нас есть много предпринимателей, которые встали на учет и забыли об этом. Увеличение пенсионных отчислений упорядочит количество индивидуальных предпринимателей», - прокомментировала ситуацию г-жа Герасимова.
Кроме того, Любовь Герасимова отметила, что вместе с увеличением отчислений в пенсионный фонд появилась существенная льгота для ИП, которые работают без привлечения наемных рабочих. Согласно п. 2.1 ст. 346.32. Налогового кодекса РФ, «ИП, не производящий выплат физлицам, уменьшает сумму единого налога на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере». То есть предприниматели, работающие без наемных рабочих, имеют право уменьшить всю сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов.
Однако простым предпринимателям от этого не легче. Индивидуальный предприниматель Галина Носова занимается зарядкой и ремонтом аккумуляторов уже 6 лет. До повышения страховых взносов у нее был наемный рабочий, но пришлось его уволить и все делать самой. «У меня сезонная работа, основной доход идет зимой и откладывать деньги на уплату налогов, на аренду и все остальное тоже надо зимой. Сейчас открылось много точек-конкурентов, доход у меня упал. Но налог надо платить независимо от того, сколько я работаю. Летом выручки почти нет, можно закрываться и сидеть дома, но все равно нужно платить аренду, налоги. Думаю, больше всего повышение ударило по мелким предпринимателям, таким как я. Мне осталось 1,5 года до пенсии. Если я просто брошу работу, то мне будет не на что жить. Правительство говорит, что надо развивать малый бизнес, а на деле совсем другое», - рассказала Галина Носова.
Председатель регионального отделения «Опоры России» Наталья Абрамовская не видит в увеличении страховых взносов никаких положительных моментов: «Эта тема достаточно больная для предпринимателей. Повышение очень сильно бьет по доходам предпринимателей, многие вынуждены уйти в тень, кто-то уже сдал свидетельства, кто-то кооперируется друг с другом. Я считаю, что бюджет Ульяновской области недополучит налогов. Насколько я знаю, большая часть поступления в региональный бюджет - именно за счет платежей налогов малого и среднего предпринимательства».
Самым активными оказались предприниматели Майнского района Ульяновской области. Они подготовили обращение на имя президента РФ, в котором отмечают, что «принятые изменения очень сильно ударят по наиболее незащищенным предпринимателям в сельских поселениях и в поселках городского типа. Есть опасения, что очень многим предпринимателям придется закрываться от увеличения фиксированных платежей в ПФР. Для многих это оказалась неподъемной нагрузкой». Предприниматели просят оставить закон в старой редакции.
Оксана Беда