08.11.2012, 14:48
Камиль Багаутдинов: Записки неисправимого оптимиста, прожившего полжизни в СССР

Я не коммунист и не либерал, не правый и не левый, я просто «рожденный в СССР». Поэтому не стал бы возвращаться к этой теме, если бы в отечественных СМИ не продолжалась кампания по дискредитации СССР, его символов, достижений и людей, олицетворявших ту эпоху.

Ни в коем случае не навязывая вам своей точки зрения, хочу лишь показать мое видение того, какой была страна СССР, её экономические успехи и достижения и чего мы добились за прошедшее после развала союза время.

Это было время, когда милиционеры не имели права ношения оружия и даже не имели резиновых дубинок. Они были из народа, с народом. Милиция была поистине народной и пользовалась уважением и доверием граждан.

Объективно советское общество было куда менее свободным, чем нынешнее. Не могли свободно выезжать за рубеж, не могли митинговать и выражать своё недовольство властью. Жизнь человека двигалась по строго расписанному маршруту: районный детский сад - районная школа, институт, армия - работа по распределению. Вариации были минимальны, но не было страха за завтрашний день.

ЧТО ТАКОЕ 12 ЛЕТ В ЭКОНОМИКЕ - МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО?

Давайте вернёмся в СССР

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА (1929-1932 гг.)

Объем валовой продукции промышленности за 4 года вырос ВДВОЕ, в том числе: электроэнергии, серной кислоты - в 2,7 раза, угля и нефти - в 1,8 раза, стали - в 1,4 раза, цемента - в 2 раза, металлорежущих станков - в 10 раз, тракторов, автомобилей в 30 раз. Из выступления И.В. Сталина: "Мы сделали больше, чем мы сами ожидали: заново созданы тракторная, автомобильная, авиационная промышленность, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, заново создана новая угольно-металлургическая база на Востоке".

В Иванове построены, оснащены и пущены: крупнейший в Европе Меланжевый комбинат; прядильные фабрики - Красная Талка и им. Дзержинского, завод торфяных машин; в Нижнем Новгороде автомобильный, в Харькове и Сталинграде тракторные заводы; Уралмаш... Поезда пошли по Турксибу в Среднюю Азию. К концу 1930 года в стране не стало безработицы. С началом коллективизации на село пришла техника. В стране практически не осталось безграмотных. Из выступления И.В. Сталина 4 февраля 1931 года: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА (1933-1937 гг.)

За пятилетие национальный доход вырос в 2,1 раза, продукция промышленности - в 2,1 раза, сельского хозяйства - в 1,3 раза. Построен Урало-Кузбасс - вторая в стране угольно-металлургическая база. В 1935 году в Москве введены в эксплуатацию линии метро. В стране широко развернулось стахановское движение "За ударный труд". В 1937 году дал первый ток ДнепроГЭС, завершено строительство судоходного канала Москва-Волга, экспедиция Папанина высадилась на Северном полюсе и развернула первую полярную станцию СП-1, экипаж самолета АНТ-25 (В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков) совершил беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. К концу пятилетки 97 из каждых ста крестьянских дворов состояли в колхозах.

ТРЕТЬЯ ПЯТИЛЕТКА (1938-1941 гг.)

За первые три года третьей пятилетки производство промышленной продукции выросло на 45, машиностроения - на 70 процентов. Перед лицом агрессивной политики фашистской Германии особое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны, освоению и массовому производству новых видов военной техники и вооружения. К 1939 году СССР имел вузов и студентов больше, чем все страны Европы вместе взятые. Пятилетка была прервана вероломным гитлеровским нападением 22 июня 1941 года.

В начале войны удалось эвакуировать на восток 1,310 крупных промышленных предприятий, полтора миллиона вагонов грузов, 10 миллионов человек.

Во время войны гитлеровцы:

- сожгли и разрушили 1,710 городов и поселков, 70 тыс. cел и деревень, свыше 6 млн. жилых зданий, лишив 25 млн. человек крова, 31,850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей и 4,100 станций, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 84 тыс. школ, училищ, техникумов и вузов, 43 тыс. библиотек, 36 тыс. почтовых учреждений и телефонных станций; уничтожили или вывезли 239 тыс. электромоторов и 175 тыс. металлорежущих станков; разорили, разграбили 98 тыс. колхозов, 1,876 совхозов, 2,890 машинно-тракторных станций; угнали в Германию 71 миллион голов крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, лошадей, 110 миллионов голов домашней птицы.

В кратчайшие сроки на востоке страны была развернута военная промышленность, которая дала фронту 138,5 тыс. самолетов (из них 115,6 тыс. боевых), 110,2 тыс. танков и самоходных установок, 526,2 тыс. орудий и минометов, 19,8 миллиона единиц стрелкового оружия. Созданная в войну на востоке промышленная база в послевоенное время получила дальнейшее развитие.

ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1946-1950 гг.)

Уже в 1948 году в основном был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а к 1950 году основные производственные фонды возросли к уровню 1940 года: в промышленности - на 41, в строительстве - на 141, в транспорте и связи - на 20 процентов. На 73 процента был превзойден довоенный уровень по валовой продукции промышленности. Сельское хозяйство по большинству показателей также вышло на довоенный уровень. К концу пятилетки вновь вступили в строй не только ДнепроГЭС, но и все электростанции Приднепровья, Донбасса, Черноземья, Северного Кавказа. Вновь заработали гиганты металлургии и машиностроения Юга. Начиная с 1947 года, вплоть до 1953 года, весной проходили крупные снижения розничных цен на продукты питания и товары широкого потребления. В 1950 году СССР лишил США монополии на атомное оружие.

ПЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1951-1955 гг.)

За пятилетку национальный доход вырос на 71, объем промышленной продукции - на 85, продукции сельского хозяйства - на 21 процент, объем капиталовложений (инвестиций) в отечественную экономику - почти вдвое. В 1952 году вошел в строй Волго-Донской судоходный канал. В Иванове вступили в строй первые очереди заводов автокранов, расточных станков, точных приборов.

ШЕСТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1956-1960 гг.)

За пятилетие национальный доход возрос более чем в полтора раза, валовая продукция промышленности - на 64, сельского хозяйства - на 32 процента, капиталовложения - более чем вдвое. Введены в строй Горьковская, Иркутская, Куйбышевская, Волгоградская ГЭС, крупнейший в Европе Камвольный комбинат в Иванове. Начато освоение целинных и залежных земель Казахстана, Зауралья и Западной Сибири. 4 октября в СССР произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Страна получила надежный ракетно-ядерный щит.

СЕДЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1961-1965 гг.)

Пятилетка началась с апрельского полета Юрия Гагарина в космос и увенчалась ростом национального дохода на 60, основных производственных фондов - на 90, валовой продукции промышленности - на 84, сельского хозяйства - на 15 процентов.

ВОСЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1966-1970 гг.)

За пятилетие национальный доход вырос на 42, объем валовой продукции промышленности - на 51, сельского хозяйства - на 21 процент. Введены в строй Братская, Красноярская, Саратовская ГЭС, Волжский автозавод.

ДЕВЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1971-1975 гг.)

За пятилетие национальный доход вырос на 28, объем валовой продукции промышленности - на 43, сельского хозяйства - на 13 процентов. С освоением нефтяных, газовых месторождений Западной Сибири интенсивно строились предприятия нефтехимии и нефтепереработки, были проложены 22,6 тысячи километров магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, 33,7 тыс.км магистральных газопроводов и отводов от них.

ДЕСЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1976-1981 гг.)

За пятилетие национальный доход вырос на 24, объем валовой продукции промышленности - на 23, сельского хозяйства - на 10 процентов. Введены Усть-Илимская ГЭС, Камский автозавод. Соответственно еще на 15 тыс. и 30 тыс. км возросла протяженность магистральных нефте- и газопроводов. В августе 1977 года советский атомный ледокол "Арктика" впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

ОДИННАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1981-1985 гг.)

На 11-ю пятилетку общегосударственной была задача придать развитию страны еще больший динамизм за счет более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов.

ДВЕНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1986-1990 гг.)

Определяя основные направления экономического и социального развития СССР на 12-ю пятилетку и на период до 2000 года, XXVIII съезд КПСС поставил задачу: вдвое увеличить национальный доход, используемый на потребление и накопление, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления, выпуск промышленной продукции, в 1,6-1,8 раза увеличить реальные доходы на душу населения. И на старте пятилетки намеченный темп преобразований выдерживался. Особенно нарастали темпы жилищного строительства, что делало вполне реальной поставленную партией задачу к 2000 году в полтора раза увеличить жилой фонд страны и обеспечить каждую семью отдельной квартирой. Так продолжалось, пока Горбачев, которого донимал "реформаторский" зуд, активно подталкиваемый извне и внутренней "пятой" колонной, не затеял под флагом "больше гласности, больше социализма" активную "перестройку", обернувшуюся "катастройкой".

СКОЛЬКО СТОИЛА НЕФТЬ ПРИ СССР И ПРИ ПУТИНЕ?

В 1972 году нефть стоила 3 доллара за баррель, а к концу 1974 года ее цена выросла в четыре раза и составила 12 долларов.

С 1973 по 1980 годы стоимость нефти выросла с 12,21 доллара за баррель до 13,55. Затем в сентябре 1980 года Ирак вторгся в Иран, и один баррель нефти стала стоить 35 долларов.

Достигнув уровня 18 долларов за баррель, уже в январе 1987 года цена начала падать и к 1994 году снова достигла минимума 1973 года, то есть 11-12 долларов за баррель.

В 2000 году ситуация начала выправляться, но вскоре началась война в Ираке, и цены на нефть подскочили сначала до 40, а затем и до 50 долларов за баррель. На середину июня 2005 года цены составляли от 52 до 55 долларов за баррель, причем цены ежедневно колебались на 2-3 процента и достигли 75 долларов.

ЧТО ПОСТРОЕНО ЗА 10 ЛЕТ ПРИ СССР ПРИ ЦЕНЕ НА НЕФТЬ 3-7 ДОЛЛАРОВ?

СПУСТЯ 15 ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ПОСТРОЕН НЕФТЕПРОВОД "ДРУЖБА"

"Дружба" - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе.

На строительство нефтепровода потребовалось всего четыре года!

В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн. м³ нефти. По нефтепроводу в страны дальнего зарубежья ежегодно экспортируется 66,5 млн.тонн, в том числе по северной ветке - 49,8 млн.тонн.

Для транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам были построены внутренние сети "Транснефть" :

- "Сибнефтепровод"

- "Северо-западные магистральные нефтепроводы"

- "Приволжскнефтепровод"

- "Транссибнефть"

- "Уралсибнефтепровод"

- "Верхневолжскнефтепровод"

- "Центрсибнефтепровод"

- "Северные магистральные нефтепроводы"

- "Черномортранснефть"

- "Связьтранснефть"

- "Балтнефтепровод"

- "Волжский подводник"

- "Гипротрубопровод"

- "Центр метрологического обеспечения"

- "ЦТД "Диаскан"

- "Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий океан"

- "Востокнефтепровод"

- "Транснефть Финанс"

- "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск"

- "Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино"

- "АК "Транснефтепродукт"

Посмотрите на карту и вы убедитесь грандиозности построенных внутренних магистральных нефтепроводов:

Кроме этого, построен ГАЗОПРОВОД Уренгой - Помарьи - Ужгород, имеющий протяженность 4500 километров!

ПОСТРОЕН БАМ

Байкало-Амурская магистраль в отечественной истории значится как величайший проект ХХ века, немногим уступающий египетским пирамидам.

Говоря языком цифр, БАМ - это 3200 км железной дороги, 10000 км автодорог, 2230 мостов, из которых 150 крупных (длиной более 100 м), множество тоннелей (8 крупных), более 200 станций и разъездов, свыше 60 населенных пунктов и миллионы человеческих судеб.

На БАМе построен Северо-Муйский тоннель - является крупнейшим в России и пятым по протяженности на планете. Это сложнейшее строительное сооружение: подобного рода в мире нет, так как большая его часть проходит в зоне тектонических разломов. Протяженность тоннеля - 15 343 тыс. м, глубина в некоторых местах достигает 1 км.

Строительство, которое длилось 25 лет и в котором участвовали более 150 тыс. человек, обошлось без учета упущенной выгоды в 17,7 млрд. руб. (в ценах января 1991 года). Упущенная выгода с учетом ставки 8% годовых составляет 55,3 млрд. руб., итого - 73 млрд. советских рублей, или 73 млрд. долларов по курсу того времени. Что же касается отдачи, то сегодня рентабельность магистрали составляет минус 50%, убытки МПС на ее содержание - около 100 млн. долларов в год.

Главная же причина в том, что БАМ перевозит 4-5 млн. тонн грузов в год при проектной мощности 27 млн. Разумеется, эффективность этой магистрали зависит прежде всего от экономического развития самого региона БАМа. И здесь, казалось бы, можно было многого ожидать, ведь сырьевые ресурсы территории оцениваются в сотни миллиардов долларов. Однако в настоящее время БАМ не динамично развивающийся регион, а скорее зона экономического и социального бедствия - здесь самый высокий уровень безработицы в России (23%).

СЕЙЧАС ПОДУМАЙТЕ И СКАЖИТЕ САМИ СЕБЕ:

Что построено значимое в новейшей России за последние 11 лет?

Нефтепровод в обход Чечни, протяжённостью 312 км по территории Дагестана, современная Роccия строила 3 года! В России в 2008 году построили столько дорог, сколько в Китае за 10 дней.

Гордимся отчётами власти, что за год производство валовой продукции в России выросло на 0,1%, и умалчиваем, что более 80% товаров народного потребления и продуктов питания завозится из-за границы. Разучились шить костюмы, трусы, носки, колготки, производить и выпускать автомашины, полотенце, швабры, вёдра, тазы, мыло, шампунь, зубную пасту, станки, тряпки, прокат, чугун, сталь...

Мы живем исключительно сиюминутными проблемами: осенью-зимой, весной-летом, летом-осенью. У нас снова все спокойно, "все в шоколаде". Правда, теперь дефицит бюджета России в 2013 году составит 521,4 млрд руб. Но все равно "все в шоколаде". Пока.

Существует не так много вещей, которыми может гордиться современный россиянин и уважать себя как гражданина. Ну скажите, какие поводы для гордости дала нам за два десятилетия наша страна? Высокая цена на нефть марки Urals? Пять яхт люкс класса Романа Абрамовича, в западных СМИ именуемых "Флотом Абрамовича"? Капитализация "Газпрома"? Выигрыш Сочинской Олимпиады, грозящий стать тазиком с цементом для нашей тонущей экономики?

Все эти годы простых людей мучает лишь один вопрос: "Сколько еще терпеть и сколько еще ждать?" Спокойно, товарищи, не мешайте чиновникам выполнить предначертанную им миссию, доводя начатое дело до логического конца.

Источник: simbiblis.livejournal.com

Главные темы
Собор, театр, маскарад: как симбиряне праздновали Рождество и Новый год
Главные итоги по нацпроектам в Ульяновской области
«Волга» крупно проиграла «команде бывших»
Замурованные. Битва за животных в ТСН «Репино»
«Мне надоело быть добрым и терпимым»: Бастрыкин помог Жукову