27.09.2011, 20:03
«Культура как ресурс модернизации». Эксклюзив от 73 online

За день до Первого Международного Конгресса «Культура как ресурс модернизации» в Ульяновске кто-то слил в Интернет высказывание регионального министра искусств и культурной политики Геннадия Журавлева о том, что, дескать, область оказалась не готова к проведению такого рода и масштаба мероприятию. Позже, правда, выяснилось, что Геннадий Владимирович говорил о технической стороне дела, и слово «технически» странным образом выпало из цитаты. Но, так или иначе, но слова министра наглядно иллюстрировали многочисленные косяки Конгресса. Это и аврально доремонтируемая главная лестница, ведущая к главному входу в Большой зал Ленинского мемориала. Гости и участники первого дня, как нормальные герои пробирались в БЗЛМ в обход, а не с парадного крыльца. И количество пригласительных билетов на ряд мероприятий Конгресса, которых почему-то оказывалось в полтора-два, а в ряде случаев и в три раза больше, чем могли вместить залы, где проходили показы. И «отказники», заявленные в программе Форума, но по непонятным причинам проигнорировавшие событие: искусствовед и телеведущий Святослав Бэлза, оперная дива Любовь Казарновская, скульптор исполинских форм Зураб Церетели, один из руководителей телеканала «Россия» Сергей Шумаков. Даже президент России проигнорировал Конгресс, отправившись в Димитровград знакомиться с ядерными инновациями и прислав в Ульяновск вместо себя главу президентской администрации Сергея Нарышкина. Впрочем, и без «отказников» и с косяками Конгресс Культуры все же стал представительным и масштабным событием. На нем было что обсудить. А среди гостей и участников Конгресса оказались люди, говоря словами ведущих популярной программы Первого канала, «которым есть, что нам сказать, и у которых нам есть, что спросить». Этим наш портал и воспользовался...

Суррогат для неудачников

Дмитрий Медведев со всеми ключевыми министрами российского правительства подъезжал к Димитровграду, когда на начавшемся пленарном заседании Конгресса министр культуры России Александр Авдеев озвучивал с трибуны отрадные факты: в этом году российская культура впервые финансировалась не по остаточному принципу, в бюджете 2012 года расходы на культуру рассматривались первыми, конкурс в творческие (театральные) вузы Москвы и Санкт-Петербурга впервые с советских времен был 190 человек на место.

В Димитровграде полным ходом шла выволочка министру финансов РФ Алексею Кудрину за несогласие с президентом и премьер-министром (в частности, в области финансовой политики, проводимой российским руководством) в интервью американским СМИ и грозил отставкой. А со сцены Большого зала Ленинского мемориала модератор пленарного заседания, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству, телеведущий и театральный критик Михаил Швыдкой приводил странные для культурного конгресса цитаты из великих философов Розанова: «России нужна вовсе не великая культура, а прекрасная и полезная жизнь» и Ключевского: «Искусство – суррогат жизни, его любят те, кому не удалась жизнь».

Накануне. Глава РЖД стал ближе к людям

Сам Международный конгресс стартовал в минувший понедельник. А в субботу и воскресенье в рамках приуроченного к Конгрессу Марафона культурных событий в Ульяновске прошли торжества, посвященные памяти нашего великого земляка Николая Карамзина, приуроченные к грядущему 245-летию со дня рождения выдающегося отечественного литератора и историографа, которое будет широко отмечаться в России в декабре этого года. Праздничный театрализованный концерт в симбирской драме и Карамзинская Конференция в зале Дворянского собрания Дворца книги состоялись по инициативе и при поддержке Межрегионального общественного фонда «Центр Национальной Славы». Поэтому присутствие на торжествах председателя Попечительского совета Фонда, главы РЖД Владимира Якунина было уместным и вполне логичным. Владимир Иванович вручил несколько медалей имени Карамзина выдающимся российским деятелям культуры и искусства. Золотые медали, в том числе были вручены губернатору Ульяновской области Сергею Морозову, директору Санкт-Петербургского Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, президенту федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» Людмиле Вербицкой. В свою очередь глава региона Сергей Морозов наградил Вербицкую, Пиотровского и самого Якунина Медалью Почета. В небольшом эксклюзивном интервью нашему порталу глава РЖД очень много говорил о Карамзине, как протее русской культуры и провозвестнике российской государственности.

- Много событий и имен скрывается под слоем наносного от дилетантов в истории и от тех, кто в ней искушен. Имени Карамзина в этом смысле повезло больше. Но есть попытки и его наследие переосмыслить, переориентировать, переписать и переделать. Несмотря на все на это, Николай Михайлович Карамзин был и остается выдающимся гражданином своей страны. Мы и сегодня ценим его безграничное на грани самопожертвования служение России. Его наследие как некая морально-духовная установка нам, потомкам, новому поколению. А то ведь во время недавней беседы с пятиклассниками одной из школ Санкт-Петербурга выяснилось, что они руководителя городского «Водоканала» Феликса Кармазинова знают лучше, чем Николая Карамзина.

- Вы, как глава РЖД, наверняка часто путешествуете поездами. Какую литературу берете с собой в дорогу?

- В основном историческую. В последнее время часто именно вашего земляка Карамзина. Но еще чаще в пути я высыпаюсь. Мне хорошо спится в поездах.

- В эти дни вы отметили маленькую личную годовщину – исполнился год вашему блогу в Интернете. Вы его ведете лично? И как изменилась ваша жизнь с появлением в блоггерском сообществе?

- Спасибо, что вспомнили. Веду блог сам, для меня это принципиально. Пресс-секретари несколько раз пытались предложить мне свою помощь. Но я от нее отказался раз и навсегда. В противном случае теряется живой эффект присутствия, и юзеры это понимают. А жизнь действительно изменилась. Я стал в меньшей степени кабинетным чиновником и в большей степени теперь ближе к народу.

- Что больше всего приятно поразило в Ульяновске?

- Не поверите – то, от чего другие стонут. Ненастье и дожди. Я учился в Питере, в механическом институте (ныне Балтийский государственный технический университет) и с тех пор полюбил непогоду и морось. Такой климат как раз для меня, он – мой.

- Вы привезли с собой супругу. Ей не скучно, пока вы заняты общественной работой?

- Отнюдь, Наташа очень любит путешествовать – это, во-первых. А во-вторых, в Ульяновске так счастливо совпало, что все с женами: и ваш губернатор Сергей Морозов, и Михаил Пиотровский, и сенатор Сергей Бажанов. Нашим половинкам есть чем заняться и о чем поговорить, пока мы выполняем свои общественные нагрузки. Я даже шучу, что мы развели на Конгрессе семейственность. (улыбается)

Концертную программу в драмтеатре с участием настоящих звезд (солистка ансамбля Людмилы Зыкиной «Россия» Ольга Чиркова, артисты балета прославленной Мариинки Игорь Колб и Анастасия Колегова, оперный премьер лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Виктор Черноморцев, Ольга Кондина, которая была голосом саундтрека одного из первых советских триллеров «Господин оформитель» и другие), вел заслуженный артист России Николай Поздеев, ученик легендарного Аркадия Райкина и единственный пародист в Советском Союзе, который осмелился имитировать Брежнева еще при жизни генсека. Наш портал поинтересовался у Николая Юрьевича:

- Не страшно было? Как вы вообще осмелились?

- У меня было самооправдание, тогда в каждой советской семье был человек, любивший и умевший рассказывать анекдоты про Леонида Ильича со знакомыми причмокивающими интонациями. А для тех, кто намекал на то, что я страх потерял, я придумал защитную реакцию: делал мутные сусловские не мигающие глаза и идеологически выверенным тоном говорил вопрошающему: «Между нами есть одна маленькая разница: я могу шутить, а вот при мне этого делать лучше не стоит». И на меня никто ни разу не стукнул.

- А почему вы ушли из жанра большой пародии на пике популярности?

- В свое время я понял, что пародия – жанр неблагодарный. Потому что любой актер должен уметь пародировать – хуже или лучше. Ничего особенного в этом нет, и я не видел в этом предмета искусства. И я, кстати, не понимаю, как Евгений Петросян написал учебник по юмору и пародии в том числе. Ну как можно этому научить?! А тут еще Аркадий Исаакович Райкин в одной компании на посиделках подколол в мой адрес: «Вот вы замечательно под Юрского работаете. И под Папанова вы можете работать, И даже под меня, А под себя вы что-нибудь можете?» И я подумал: у-у-у, пора завязывать. А сегодня пародия и вовсе себя изживает. Самое удачное в этом жанре, что существует, – пародийное шоу «Большая разница» на Первом канале. Нонна Гришаева и молодой начинающий пародист Андрей Баринов из Екатеринбурга – короли этого жанра на сегодняшний момент. А вообще я смотрю телевизор крайне редко. И по этому поводу люблю рассказывать анекдот про диалог в овощном магазине: «У вас есть ящик для овощей?» - «Телевизорами не торгуем!»

- Вы считаете правильным проведение Конгресса вдали от Москвы и Питера?

Москва и Санкт-Петербург – давно не Россия. Точнее не совсем Россия. А. Может быть, совсем не Россия. У писателя Солоухина есть замечательные слова о том, что человек, стремящийся понять культуру своего народа должен жить там, где эта культура в настоящий момент сосредоточена. Сейчас в стране очень многое поменялось, и культура сосредоточена как раз таки в провинции. Да и сам я – трущобный кот, родился на очень-очень Крайнем Севере, в Нарьян-Маре. Так что провинцию люблю, ценю и уважаю. Уверен, что настоящие интеллигенты остались нынче только в деревнях. Там какой-нибудь дед что-нибудь скажет – крепко и с выражением – и сразу невольно вспомнишь академика Лихачева. Так что выбор Ульяновска местом проведения Международного культурного конгресса неслучайно, оправданно и логично. Искусство приходит туда, где люди жаждут его.

Между прочим, в Ульяновске с Поздеевым случился казус. Профессиональный конферансье вдруг сильно возжелал коньячку. А в Ульяновске выходные, и в магазинах спиртного не купишь. Так и остался Николай Юрьевич, оббегав лично несколько торговых точек, несолоно хлебавши.

Швыдкой считает губернатора Морозова одержимым, но внесистемным романтиком

Но вернемся к первому дню Международного конгресса «Культура как ресурс модернизации». Когда В Димитровграде на НИИАРе глава государства дивился суперпрочному контейнеру, в котором хранятся радиоактивное и токсичное сырье, в зале Дворянского собрания началась общественная дискуссия «Культурная навигация в современном городе с участием главы Роспечати Михаила Сеславинского. Уделил внимание Михаил Вадимович и нашему порталу. В частности похвалил нового мэра Москвы Сергея Собянина, который в это время внимал Медведеву в Димитровграде. Лужков, кстати, тоже помнится, приехал в Ульяновск. Потом было президентское недоверие и освобождение от занимаемой должности. Как бы не стало тенденцией, однако...

- Михаил Вадимович, каким по вашему должен стать главный итог нынешнего Конгресса в Ульяновске?

- Культуре никто ничего не должен, наверное. Особенно власть. Я по долгу службы просматриваю обращения культурной общественности и интеллигенции к Дмитрию Медведеву. От того, что и как просят у главы государства, иногда наступают приступы гомерического хохота. Бывшая «Мисс Россия» тысяча девятьсот лохматого года жалуется на то, что сейчас она безработная, ей нечем кормить детей и просит Дмитрия Анатольевича помочь ей и повлиять на телевизионщиков, которые ну никак не хотят брать ее телеведущей. Ветеран войны требует наказать издателей, отказывающихся принимать у него бог знает какую по счету поэму о героях-разведчиках. Но это же ни в какие ворота...

- А чего ждать Ульяновску после окончания Конгресса?

- Во всяком случае, не манны небесной. Хотя ваш город, как мне кажется на правильном пути. Я вот о чем. Представим себе на минутку маленький провинциальный город. И местные власти не знают, как привлечь к себе федеральное внимание. Промышленности мало. Градообразующего предприятия по большому счету нет. И тут в их мудрые головы приходит мысль обратить внимание на культуру. В каждом городке есть какая-нибудь усадьба, где бывал великий литератор прошлого. Или просто пенек, на котором сидел-отдыхал ну допустим Илья Муромец. И у умной власти вокруг этого может начать развиваться инфраструктура. Понятно, что на шоппинг в этот город никто из столиц не приедет. Для этого есть Европа. А вот к пеньку или в усадьбу люди могут потянуться и из Москвы и Санкт-Петербурга. Так что Ульяновск с культурным конгрессом, возможно, не ошибся и находится на правильном пути – развития через культуру.

- Во время дискуссии был поднят вопрос и о том, как вернуть россиянам любовь к чтению...

- Мой коллега по общественной дискуссии, телеведущий канала «Культура» Александр Архангельский привел пример того, как пропагандировали чтение в британских гетто на северо-западе страны. Там этой пропагандой занялся тот, к кому люди прислушаются и за кем пойдут, – Дэвид Бекхэм. А я вспомнил историю о том, как пристрастилась к чтению Елизавета II.Она наткнулась на книжный развал недалеко от замка. Купила одну книжку, ей понравилось, затем вторую, так и втянулась. Начала свои совещания с министрами и встречи с народом с вопроса «А что вы сейчас читаете?» И все вокруг начали читать. Может быть, для российской власти это тоже выход...

- Вы сказали, что поддерживаете Сергея Собянина во многих его начинаниях. Что конкретно имелось в виду?

- Новые московские власти за многое ругают. И отчасти справедливо. Но избавление столицы от наружной высотной рекламы – правильное и разумное решение. Убрали все эти рекламные растяжки, и москвичи сразу увидели, что над Москвой есть небо и оно красивое. Что у Москвы неповторимая архитектура. Это же тоже часть культуры.

В Димитровграде тем временем Медведев принял отставку опального Кудрина. В Ульяновске в кинозале Ленинского мемориала в это же время закончился круглый стол «Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества»: от пилотного проекта к новым форматам партнерства». И собеседником нашего портала стал ведущий круглого стола Михаил Швыдкой.

- Михаил Ефимович, из чего на ваш взгляд должны рождаться новации в культуре?

- Из разговоров умных людей с умными людьми. В начале 2000-х ко мне обратился предшественник Владимира Якунина на посту главы РЖД Геннадий Фадеев выступил с инициативой: хочу, мол, чтобы на российских вокзалах играли живые оркестры. Мы вместе подумали и родили программу «Музыка на вокзале». Местом эксперимента выбрали железнодорожный вокзал в Чебоксарах. Месяц там звучала живая музыка. Не знаю уж, помогли ли мы железнодорожникам продать больше билетов. Но то, что чебоксарцы стали чаще ходить на концерты симфонической музыки – документально зарегистрированный и подтвержденный факт.

- А как связаны культура и модернизация на ваш взгляд?

- Напрямую. И очень хорошо, что об этом сейчас заговорили. Наконец-то при модернизации стараются учитывать аспекты культуры. Раньше при всех революциях и изменениях в стране на русскую традиционную культуру никто не обращал внимания. Пожалуй со времен Алексея Тишайшего, который, воссев на престол, старался действовать сообразуясь с традициями Руси и ее культуры.

- Можете вспомнить некий культурный казус, который оставил неизгладимый след на всей вашей жизни?

- Когда я еще учился в ГИТИСе, у нас там был запираемый на пять ключей шкаф с книжками наших профессоров-преподавателей. И однажды его как-то умудрились вскрыть и обокрасть. Так вся профессура бегала тишком смотреть, чьи именно книжки украли...

- Вы один из тех, кто планомерно выступает против переименования Ульяновска. Объяснитесь?

- Я всегда говорил ульяновскому губернатору: «Берегите Ленина!» Китайцев много и будет еще больше. Они ежегодно тратят на туризм около двух миллиардов долларов. Они же любят Ленина, вот пусть миллиард тратят на экскурсии в Ульяновск. Такие деньги региону не повредят. Хотя бы из этих соображений ваш город пока должен оставаться Ульяновском. (улыбается)

- Вас с Сергеем Морозовым ведь связывает давняя дружба?

- Он – уникальный человек. Неисправимый романтик, одержимый своими идеями. В них, правда, порой нет системы. Но сама его одержимость заслуживает уважения. (улыбается)

- Вы же еще и большой поклонник Ульяновского драматического театра?

- Да, со времен Юрия Копылова. Мне близко его кредо: театр – это общение живого с живым. Это то, что было в вашем театре и чего так не хватает многим столичным труппам. Любой психолог вам скажет, что развивает человека и укрепляет его социальный уровень только живое искусство. Такое, какое исповедовал ульяновский театр. И будет, надеюсь, исповедовать впредь. Ваша труппа всегда шла своим путем и умудрялась достойно конкурировать даже с кино и телевидением по заполняемости залов и популярности. Я и в будущем желаю ульяновскому театру счастья и быть достойным традициям великих земляков Карамзина, который очень ценил театральное искусство, и Гончарова, имя которого он носит. Это большая честь и большая вместе с тем ответственность, которая ульяновским лицедеям, уверен, по плечу. (В рамках Конгресса в театре случилась встреча администрации Ульяновского драматического им. И. А. Гончарова с директором Международного Чеховского фестиваля Валерием Шадриным. В числе прочих предварительных договоренностей Валерий Иванович пообещал привезти в Ульяновск спектакли прославленного театрального режиссера из Великобритании с мировым именем Деклана Доннеллана – прим. авт.)

- Вы производите впечатление доброго человека. Так оно и есть?

- Если меня много и часто кормить – то добрый. (улыбается). Я слышал, что лысые все добрые. Так что стараюсь соответствовать. Иногда не получается. Срываюсь, могу приложить крепким словом. Ругаться умею, хотя и не люблю.

- Можете сказать, ради чего главным образом вы прилетели на Конгресс?

- Давайте я пошучу: ради того, чтобы снова посмотреть новый фильм Сергея Сокурова «Фауст». Вполне справедливая и заслуженная победа России на Венецианском кинофестивале. И совершенное кино, которое полностью меняет человека.

Кстати, премьера «Фауста» уже сегодня. А эксклюзивные интервью с Александром Сокуровым и российским министром культуры Александром Авдеевым читайте в самое ближайшее время только на нашем портале.

Текст: Иван Собакин.

P.S. Федеральные телеканалы главным культурным событием последних дней назвали приход премьером в балетную труппу Большого театра танцовщика с мировым именем из США Дэвида Холберга, а отнюдь не Международный конгресс «Культура как ресурс модернизации» в Ульяновске. Возможно, организаторы и впрямь в чем-то просчитались. А может быть, до Москвы еще не дошло, что именно у нас происходит...

Главные темы
В аэропорту «Баратаевка» грядет большой ремонт
Траты на обогреватели в Ульяновске резко растут
Трейдера хотели посадить за продажу крипты: димитровградский суд оправдал
Барышу — сказку, Сенгилею — коворкинг: как преобразили парки и скверы
Ульяновск вошел в историю международных отношений стран БРИКС