28.08.2011, 23:00
«В Кремле царь-пушка… А у нас будет царь-колобок»

«Мы открываем счета в банках для миллиардов долларов, пиастров и всяких прочих юаней, настолько оказался наш Колобок популярным, что мы его будем двигать всего», - говорит ульяновский краевед Сергей Петров.

Конечно, это шутка, законы туристического бизнеса незыблемы. Любая достопримечательность без хорошей дороги и удобной гостиницы убыточна.

Последнее время в каждом уважающем себя регионе, городе или областном центре нет-нет да и сверкнет, и появится нечто, ради чего каждый уважающий себя гражданин страны просто-таки обязан хоть раз в жизни в этот город, регион, областной центр наведаться.

В целях пополнения бюджетов и повышения привлекательности этих городов с туристической точки зрения там обосновываются Кикиморы, Колобки, Снежные люди, реальные вещи, принадлежавшие вымышленным персонажам, и вымышленные вещи, принадлежавшие персонажам реальным.

Корреспондент НТВ Роман Соболь изучил сказочную карту России, прикинул потенциальные прибыли, а также пропорции меда и дегтя.

На видео, снятом мобильным телефоном, мы видим красоты сибирской природы, панорама по снежному склону — и вдруг раздается крик оператора. Что за неведомая зверушка попала в кадр? Был ли это легендарный снежный человек или шутник ряженый? Авторы видеосъемки утверждают: никакого подвоха.

Александр Чуданов, очевидец: «Кого мы видели, что это было, я вот от комментариев воздерживаюсь. Я не знаю, кто это был на самом деле».

В любом случае это видео пришлось кстати. В Кемерове уже несколько лет официально ищут йети. И туристов приглашают поучаствовать. Дикая тайга плюс возможность пощекотать нервы, да еще награду за голову снежного человека, живого, разумеется, обещают нешуточную.

Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области: «Ждет специальный приз — миллион рублей».

Ловить туриста на фантастическую наживку — идея не новая. Вот Великий Устюг прописал у себя Деда Мороза. В прошлом году к нему приехали 250 тысяч гостей. Каждый оставил в среднем по 10 тысяч рублей. Итого в копилке у дедушки — 2,5 миллиарда. Мы рождены, чтоб сказку сделать прибылью, решили во многих российских регионах и взялись вытаскивать из запасников всякие истории — а вдруг турист клюнет? У нас почему-то принято считать туристические деньги легкими, а самого туриста существом всеядным.

Ирина Едошина, профессор культурологии: «Мне очень нравится там, в этих местах, где был Сусанин, в Сусанинском районе. Там сделана тропа Сусанина, куда водят туристов. Ну, вы знаете, чем должна она закончиться?»

По легенде, мучительной смертью в болоте. Оказалось, хороший миф, как и хороший товарный бренд. Раскрутить его — дело трудное.

У Павла Фёдорова определенно талант мистификатора. Он строитель, возводит в центре Калининграда целый комплекс «а-ля немецкий городок». Эти здания так и остались бы типичным новоделом, если бы не фантазии Фёдорова. Сейчас, например, роют котлован под новую гостиницу и одновременно приглашают археологов.

Павел Фёдоров, генеральный директор строительно-инвестиционной компании: «Археологи начали, но мы договорились, когда будут заканчивать археологические раскопки, мы найдем пушку, из которой стрелял царь Пётр I. Пушку приготовили. В Петрозаводске договорились. Привезем из Петрозаводска старинную пушку».

Конечно, подделка, розыгрыш. Но что произошло на самом деле, скоро забудется, а молва останется. И гостиница будет стоять на том самом месте, где царь Пётр из пушки стрелял. Стоит забросить удочку, предложить идею, а легенды приживаются удивительно быстро. Вот строили в Калининграде маяк, и местная чайка упорно пыталась свить гнездо на стройке, хотя рабочие ее прогоняли. Потом эту историю решили обыграть. Чайку отлили в бронзе, и тут же появился миф: «Если потереть яйцо, у молодой семьи будет много детей». Потом миф модифицировался: «Если положить копеечку и потереть яйцо, то будет много денег». В общем, это яйцо отполировано до зеркального блеска.

Калининграду везет на фантазеров. Местные энтузиасты вычислили: оказывается, в Кёнигсберге как минимум дважды побывал знаменитый барон Мюнхгаузен, личность абсолютно реальная. Дальнейшие исследования доказали: именно Мюнхгаузен изобрел технологию стелс, когда летал на ядре. Американские военные ее просто умыкнули. Кашалот, чей скелет украшает местный музей, был той самой рыбой, проглотившей барона. Еще одна сенсация произошла при починке старого моста.

Павел Фёдоров, генеральный директор строительно-инвестиционной компании: «Нашли большой такой сапог, ботфорт. Когда вытащили, посмотрели, говорят: ребята, но этот сапог, наверное, Мюнхгаузена. Мы заложили туда фляжку водки, опять его притопили».

Пригласили немецкого консула, торжественно подняли сапог, выпили по 50 граммов. Шутка со смыслом. В Германии барон популярен, и туристы калининградскими историями заинтересовались. А по счастливой случайности все эти находки сделаны в исключительно удобных местах — возле гостиниц и ресторанов. Грамотный пиар — большая вещь. Впрочем, что Мюнхгаузен, что снежный йети — герои пришлые. В нашем сказочном пантеоне и своих чудес хватает. Вот эти залежи и пытаются сейчас разрабатывать российские города и села.

На берегах Вятки открыт единственный в мире ЗАГС для придуманных существ. Кикимора, по сказкам, жена домового. А где свидетельство о браке? Непорядок. Местные власти уверены, что сказочные браки привлекут сюда много любопытных.

В Ульяновске после долгих изысканий доказали: здешняя губерния — родина колобка. Родилась новая наука — колобоковедение, и новая отрасль народного хозяйства — колобоководство.

Сергей Петров, краевед: «Мы открываем счета в банках для миллиардов долларов, пиастров и всяких прочих юаней, настолько оказался наш Колобок популярным, что мы его будем двигать всего».

Конечно, это шутка, законы туристического бизнеса незыблемы. Любая достопримечательность без хорошей дороги и удобной гостиницы убыточна. Почему именно сказки? В России вроде бы множество настоящих исторических реликвий.

Константин Гагарин, эксперт маркетинговых коммуникаций: «Исторический потенциал у нас потихонечку умирает, поскольку не имеет, скажем так, реальной поддержки, PR-поддержки. А новые легенды зачастую создаются на пустом месте. Для того чтобы их реально сделать работающими, эффективными экономически, нужны огромные средства».

Сейчас почти в каждой области появились свои сказочно-туристические центры. Наивно думать, что построенный в глуши домик Бабы Яги заманит туристов, тем более зарубежных. Это не Диснейленд, в рекламу которого вложили миллиарды.

Алексей Козловский, Московская ассоциация землячеств: «Сказки могут быть только маленькой частью. Мы говорим „вишенкой на торте“. А так, конечно, смешно просто сказать, что кто-то у тебя живет. Ничего не делать, стоять в поле с плакатом и ждать. Тут будет гостиница, а здесь мы построим, не знаю, там торговый комплекс и прочее, и прочее».

В России до сих пор нет внятной программы развития туризма как такового. А единая стратегия развития туризма регионального, фольклорного или сказочного — и вовсе из разряда небылиц.

Константин Гагарин, эксперт маркетинговых коммуникаций: «Сейчас получается так, что регионы конкурируют и между собой, и, в принципе, они топчутся на одной и той же теме, не давая людям возможности разнообразия. И получается, что все, попробовав в одном месте какой-то туристический продукт, дальше уже никуда не едут, потому что все то же самое, ничего не интересно».

Хорошо бы договориться поделить героев и подписать некую конвенцию о границах, чтобы никто на чужую территорию не лез. Возможно, проект «Сказочная карта России» поможет. Здесь можно попробовать доказать, что такой-то персонаж — исконно местный, и права на него принадлежат данной территории. Кощея Бессмертного застолбила Тверь. Иванушка Дурачок родом из Архангельска. Самый богатый — Ярославль — забрал себе и Курочку Рябу, и Бабу Ягу, и Емелину Щуку. И все не угомонится.

Возможно, сказочные бренды при грамотном менеджменте помогут выжить многострадальному внутреннему туризму, чтобы россияне не увозили деньги в Турции и Египты, а с удовольствием отдыхали на родине, обеспечивая работой местных ремесленников, артистов и художников, горничных из гостиниц, официантов из кафе. Тот самый малый бизнес, о котором так много разговоров. А может кому-то и правда удастся вырастить что-то больше, всемирно известное, как Лохнесский монстр или летающая тарелка из Розвелла.

Сергей Петров, краевед: «В Кремле колокол-царь, пушка… А у нас будет царь-колоб. Это будет нечто».

Источник: http://itogi.ntv.ru/news/27911/

Главные темы
Чёртова дюжина от соперника, или Новогодний мастер-класс для «Волги»
Глава «Росатома» Лихачев расписался на первой ульяновской ветролопасти. В регионе будут делать ветряки для всей страны
Подрядчик отступает из Винновской рощи
Орлов, Шеянов и Киреев получили награды: спортивный бомонд отметил лучших
Деникаев, Вильчик, Шерстнев остались без финансирования народных инициатив