24.08.2011, 09:30
Инга Погорелова: Электронные торги практически исключили человеческий фактор

То, что в конце прошлого года министерство экономики Ульяновской области стало первым органом власти в регионе, получившим сертификат соответствия международному стандарту менеджмента качества, знают многие. Но вот то, что сертификационная комиссия из всех подразделений дольше всего «пытала» департамент государственных закупок, известно мало. Тем не менее, соответствие стандартам качества было доказано. О проблемах, новшествах и перспективах часто ругаемого ФЗ-94 мы разговариваем с директором департамента Ингой Погореловой.

- Инга Анатольевна, какие новшества внесены в ФЗ-94 в этом году?

- Закон динамично развивается, и текущий год не стал исключением. В апреле были внесены изменения в 22 существующих статьи и добавлены две новые. Теперь заказчик должен не только устанавливать первоначальную цену, но и объяснить её - представить необходимые расчёты и источники. Новшество нужное, но считаю, что эту статью необходимо расширить, прописать более чётко, а то сейчас она занимает всего 23 строчки, и если с оценкой стоимости товара или работ всё более-менее понятно, то как предоставлять объяснение стоимости услуг? Другая новая статья даёт Правительству РФ право определять особенности размещения конкретного заказа для федеральных нужд. Иными словами, позволяет Правительству оформлять заказ в более льготном правовом поле. Подчёркиваю, это право дано только федеральному правительству, и, насколько я знаю, к нему ещё ни разу не прибегали. Интересную поправку дал майский приказ Минэкономразвития. Теперь если на каком-то аукционе импортный товар «побеждает» отечественный, цена импорта автоматически снижается на 15 процентов…

- Насколько совершенен действующий вариант закона по сравнению с первоначальным вариантом 2005 года, какие, на Ваш взгляд, необходимы изменения, и ожидаются ли они в ближайшее время?

- Они отличаются как небо и земля! Достаточно сказать, что сейчас мы работаем по 25-й редакции закона, и его всё равно продолжают критиковать. Но критикуют, на мой взгляд, не совсем заслуженно. Процесс закупки состоит из трёх циклов: формирование техзадания, размещение заказа и заключение и исполнение контракта. И только вторая составляющая регламентируется ФЗ-94! Первая - Бюджетным кодексом, хотя конкретных правил всё-таки нет, а третья… ну, если только Гражданским кодексом. Но за нарушения, происходящие на любом этапе (кстати, больше всего вопросов возникает к формированию техзадания), достаётся
именно ФЗ-94. Надо разработать регламент всех составляющих процесса закупки, и только после этого можно говорить о несовершенстве какого-то этапа. С другой стороны, сам ФЗ-94 всё-таки решил далеко не все по-ставленные задачи. Для чего он разрабатывался? Для публичности процесса закупок - с этим всё ясно, вопросов нет. Для развития конкуренции, что в какой-то степени также получилось. Для экономиибюджетных средств - только в нашей области за неполные шесть лет благодаря ФЗ-94 по итогам 12000 процедур сэкономлен один миллиард рублей. И для повышения эффективности расходования бюджетных средств. Вот с этой задачей существующий закон не справляется и, пожалуй, решить её просто не может. Если оценить качество товара можно сразу же и сразу же понять, насколько эффективно его приобретение, то как, скажите, с точки зрения эффективности расходования средств можно оценить качество работ? Именно поэтому ещё в ноябре прошлого года в своём послании президент Дмитрий Медведев раскритиковал закон и дал поручение подготовить новый проект с внятными, прозрачными и эффективными правилами проведения закупок, с целью создания системы, обеспечивающей рациональное использование бюджетных средств. То есть все три цикла, о которых говорилось выше, должны быть связаны. Я очень жду этого проекта. Проблема в том, что разработкой занимаются сразу два федеральных ведомства - ФАС России и Минэкономразвития. Вариант ФАС является концепцией поправок, причём не только в ФЗ-94, но и во все смежные правовые акты, включая Бюджетный кодекс, а Минэкономразвития - проектом закона «О федеральной контрактной системе», который поглотит ФЗ-94. Обсуждений и дискуссий много, кто победит - не знаю, но лично мне ближе вариант Минэкономразвития. Собственно, ждать осталось недолго - новый законопроект должен быть подготовлен к первому сентября. Кстати, можно добавить, что в настоящее время в Государственной думе находится около 300 проектов с изменениями в закон о госзакупках.

- С этого года все процедуры по размещению госзаказа переведены на электронные площадки. С какими трудностями в этой связи столкнулся Ваш департамент?

- По идее, внедрение электронных торгов должно было решить практически все основные проблемы размещения заказов. Однако это не совсем так. Во-первых, не
удалось полностью исключить человеческий фактор. По действующему сейчас регламенту, специальная комиссия должна собираться дважды. До проведения аукциона - чтобы вскрыть первую часть заявки, и после - для проверки всех участников аукциона, включая победителя. То есть комиссия может утвердить его, а может и нет, хотя торги он де-факто выиграл.
Во-вторых, электронный аукцион изначально предполагал более оперативное исполнение заказа, но на деле пока мы видим только увеличение срока размещения заказа, причём задержки могут доходить до двух месяцев. В-третьих, в рамках одного электронного аукциона невозможно применение лотовой системы, что привело к увеличению количества процедур. К примеру, за первое полугодие прошлого года наш департамент провёл 509 аукционов, а за первое полугодие текущего - уже 1085. Более того, по разным показателям производительность труда у нас в первом квартале снизилась в 1,5 раза и более! Сейчас, конечно, ситуация меняется в лучшую сторону, но…Ещё одной очевидной проблемой электронных торгов является несовершенство самой электронной системы, периодически дающей сбои и не позволяющей вести статистику на региональном уровне.

- Но какие-то положительные результаты переход на электронные площадки принёс?

- Конечно. Склоняться исключительно к положительным либо только к отрицательным оценкам электронных аукционов рано, зато уже можно сказать, что этот формат позволил значительно увеличить экономию бюджетных средств. За первое полугодие мы сэкономили уже 350 миллионов рублей, что вдвое больше аналогичного периода прошлого года. Кроме того, электронный аукцион гораздо проще и эффективнее для всех участников: заказчику не нужно организовывать приём заявок, обеспечивать аукционный зал, в разы снизился бумажный документооборот; участнику не надо никуда ездить и каждый раз готовить комплект документов. Возросло и число участников, причём значительно. Среднее их количество в прошлом году у нас было 1,95, в этом - уже 2,45. В общем, очевидно, что электронный способ размещения заказов необходим, только порядок его проведения обязательно должен совершенствоваться.

- Инга Анатольевна, год назад Вы сказали, что у ФЗ-94 остались две проблемы: регулярные изменения и недобросовестные поставщики. Насколько они актуальны сейчас, и не появились ли новые, глобальные вопросы?

- О постоянных изменениях мы уже говорили. Добавлю, что и вторая проблема так и не снята на сегодняшний день. Действующая редакция защищает заказчика от недобросовестных поставщиков всего четырьмя способами: обеспечением заявки, обеспечением исполнения контракта, расторжением контракта за нарушение его условий и внесением поставщика в реестр недобросовестных. Все эти механизмы явно недостаточны. Финансовое обеспечение не превышает пяти процентов стоимости контракта. Исполнение контракта практически всегда обеспечивается договором поручительства, а не залогом или банковской гарантией. Попадание в реестр недобросовестных поставщиков для фирм-однодневок и вовсе не является проблемой. Губернатор Сергей Иванович Морозов не раз выходил по нашей просьбе с инициативой на федеральном уровне законодательно увеличить, хотя бы до трети, финансовое обеспечение, ужесточить правила обеспечения исполнения и вносить в реестр не названия фирм, а их учредителей. Причём субъектов малого и среднего предпринимательства можно было бы оставить играть по старым правилам. Увы… В этом году у ФЗ-94 появилась и новая проблема. Это работа общероссийского сайта госзакупок. Разумеется, он необходим. Но многочисленные организационные, технические и технологические проблемы зачастую не позволяют размещать заказ в надлежащем режиме. Бывают дни, когда сайт не функционирует
часами. Ситуация постепенно выправляется, но технические сбои всё ещё остаются. Уверена, постепенная модернизация работы сайта - не такая уж неразрешимая проблема, но она находится не в нашей компетенции.

- Насколько активно участвуют в торгах представители малого и среднего бизнеса региона?

- За два с половиной года для предпринимателей было организовано и проведено почти две с половиной тысячи процедур, а сумма контрактов победителей составила 540 миллионов. В первом полугодии прошлого года у субъектов малого и среднего бизнеса размещено 550 заказов на 102 миллиона, за шесть месяцев этого года - 400 на сумму 180 миллионов.

- Много ли нарушений по части размещения госзаказов выявлено в этом году?

- В первом полугодии подано 37 жалоб, из которых восемь - на действия оператора электронной площадки. То есть они относятся к федеральной прерогативе. Из них полностью обоснованных - всего пять: три - на электронную площадку и два - на заказчика. В прошлом году за тот же период жалоб было 14, полностью обоснованных - две. Отмечу, что, несмотря на увеличение общего количества, доля обоснованных жалоб (полностью или частично) снизилась с 36 процентов до 19.

- Хуже или лучше, по сравнению с другими субъектами РФ, выглядит наша область в чёткости реализации ФЗ-94?

- Какие бы вам привести критерии… В области создана централизованная система управления закупками, позволившая унифицировать систему бюджетного заказа и повысить профессионализм заказчиков и итоговое качество. Высокая степень этой системы признана на федеральном уровне - в 2007 году официальный сайт области (действовавший до 2010 года) стал четвёртым среди лучших сайтов по госзакупкам и получил рейтинг «высокая прозрачность ПР+». В 2009 году область награждена дипломом за лучшее решение в сфере обеспечения проведения торгов в электронном виде. Сейчас область имеет рейтинг «средняя прозрачность», уступая в ПФО только Татарстану, Чувашии и Кировской области. Меня очень радует, что мы находимся в одной компании с такими регионами, как Пермский край и Саратовская область. Скоро будет готов рейтинг 2010 года, ниже, уверена, мы не опустимся.

- Инга Анатольевна, не могу не задать последний вопрос. О коррупции…

- На сегодняшний день мы постарались убрать все коррупционные факторы при проведении процедур торгов. Однако слабым звеном в цикле закупок остаётся до сих пор вопрос формирования начальной максимальной цены. Совместно с заказчиками мы постарались максимально открыть расчёты и источники информации о ценах. То есть прикладывать протоколы комиссий, прайс-листы. Их мы размещаем на официальном сайте. Также хотелось бы отметить, что мы создали для каждого заказчика комиссии, куда входят 75 процентов представителей заказчика. Тем самым повысили ответственность заказчиков при принятии решений. Также хотелось бы отметить, что федеральный центр планирует принятие нормативных правовых документов по вопросу установления чёткого алгоритма деятельности заказчика по установлению цены. Я надеюсь, что данные поправки позволят сделать процедуру заказа ещё более открытой.

- Прокомментируйте, пожалуйста, непрекращающиеся скандалы с закупками медицинского оборудования в Ульяновске.

- Что я могу сказать… Один пример. Последнее разросшееся в очередной скандал решение о закупке медоборудования принимала комиссия из 15 человек. Из них только двое представляли департамент госзакупок, остальные - представители медицинских учреждений. И всё равно в итоге идёт речь о завышении начальной цены. Хотя сама процедура размещения неоднократно проверялась контролирующими органами. Понимаете, победитель всегда один, а обиженных - много.

Текст: Георгий Кузнецов

"Ульяновская правда"

Главные темы
SHAMAN в Ульяновске потребовал черный мерседес и березовый сок
У Исайчева заканчивается срок
Красивые зубы в цене. Рейтинг самых доходных ульяновских больниц
Денис Грибов загремел в Бутырку?
В Ульяновске избили сына адвоката: Бастрыкин взял дело под свой контроль