15.08.2011, 15:35
В Ульяновске простились в ведущим актером театра кукол Николаем Быковым

Если верно, что небо забирает лучших, то в минувшую субботу небеса вновь подтвердили свою «репутацию». В возрасте 46 лет при трагических обстоятельствах ушел из жизни актер Николай Быков. Выпускник пензенской театральной школы, человек, которого считал своим другом «серебряный голос России» Сергей Пенкин, лучший Треплев ульяновской драматической сцены, а в последнее время премьер областного театра кукол. Жара сделала свое дело, которое довершил на контрасте холодный душ. Быкову стало плохо прямо в ванной. Ишемический инфаркт, сердце не выдержало. Врачи «скорой помощи» диагностировали летальный исход.

Николай Быков заставил говорить о себе с первых дней появления в Ульяновском драматическом театре в середине 1990-х годов. Нервный, постоянно живущий и играющий на каком-то запредельном изломе. В театральных кругах появилось клише «идти на Быкова». Каждый спектакль с его участием становился событием, которому сопутствовали неизменные аншлаги. Будь то экзистенциальный Треплев в чеховской «Чайке», надтреснутый главный герой из «Подсвечника» Мюссе или нежно-трогательный сын главной героини в «Стеклянном зверинце» Уильямса.

- Работать с Колей было настоящим счастьем, – вспоминает народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Клара Шадько. – Он был портрясающим парнером и лучшим моим сыном на сценическом пространстве.

Его талант, впрочем был гораздо шире печально трагедийного, который использовался чаще. Этот человек с огромными широко распахнутыми в мир глазами (помню как бесился Быков: «Представляешь, придумали, будто я специально капаю в глаза особый раствор, делающий их еще больше!!!») мог сыграть Бабу-Ягу в новогодней сказке так, что посмотреть на ЭТО собирались все его коллеги, включая народных и заслуженных). А в музыкальном спектакле «Жажда над ручьем» поражал всех невероятной музыкальностью и какой-то в хорошем смысле звериной грацией и пластикой. В небольшой роли гарсона мог переиграть главных героев. С удовольствием перевоплощался в дам. Объяснял: «Я их чувствую, мне и играть ничего не приходится».

Только Быков с его неугомонностью и постоянным самоедством мог уйти из драмы в кукольный театр и чувствовать себя в своей тарелке в ролях котов и тигрят.

- У Николая был необходимый настоящему актеру нерв, делающий его первым среди лучших, – рассказывает художественный руководитель театра кукол Людмила Гаврилова. – У него постоянно работала душа, откликаясь на любое даже еле заметное внешнее проявление. Он оставался настоящим мастером независимо от жанра в котором ему приходилось работать. Наши актеры подтягивались до его уровня, учились у него.

На недавнем твечере, посвященном 20-летию творческой деятельности, сам Быков назвал себя грустным Арлекином и сравнил со своей любимой куклой паяца с грустными глазами. Душа Быкова рвалась все выше и результатом его полета стал придуманный и срежиссированный актером антрепризный спектакль «Анна и Николай», где он сам сыграл поэта Гумилева. Весной на Междунарождном театральном фестивале «Лицедей» в Ульяновске Быков стал победителем в номинации «Лучший актер». Пошла на поправку его мама, пернесшая два инфаркта и долгое время находившаяся без движения. Он как ребенок радовался своей первой зарубежной поездке в Турцию. Вернувшись снова начал рисовать. Мечтал о выставке своей живописи, в которой также был необычайно талантлив. Чувствовал и недомогание – как физическое (организм долго адаптировался после Турции), так и моральное. Не зря же так безысходна его последняя запись на стене «В контакте»: «Всем спасибо, все свободны... цирк уехал, а я, как дурак остался». Теперь мы уже никогда не узнаем, о чем это он. К здоровью сам актер относился, по его собственным словам, как к сопутствующему инструменту лицедея. Лечился своими народными средствами. В частности контрастным ледяным душем в условиях установившейся августовской жары.

Эх, если бы он послушался врачей, которые советовали Быкову пройти полный курс лечения в кардиологии. Эх, если бы берег себя. Эх, если бы почаще бывал собой доволен. Не был бы его уход столь ранним, нелепым и неожиданным. Во время гражданской панихиды часто звучало: «не успели подготовиться». Для смерти не существует сослагательного наклонения. Как и для памяти живущих нет места пониманию, что «Арлекин» умер. Кусок земли на Ишеевском кладбище для праха. А бессмертная душа Артиста осенит его коллег, друзей и поклонников своим добрым светом еще не раз...

Коллектив портала "73 online" выражает глубокие соболезнования всем родным и близким Николая Быкова.

Текст: Ярослав Щедров.

Главные темы
В аэропорту «Баратаевка» грядет большой ремонт
Траты на обогреватели в Ульяновске резко растут
Трейдера хотели посадить за продажу крипты: димитровградский суд оправдал
Барышу — сказку, Сенгилею — коворкинг: как преобразили парки и скверы
Ульяновск вошел в историю международных отношений стран БРИКС