Второй день третьего и впервые Международного Фестиваля теле- и кинопрограмм для семейного просмотра «От всей души» имени Валентины Леонтьевой по традиции начался с возложения цветов к памятнику Валентине Михайловне в сквере напротив областного театра кукол, носящего имя Леонтьевой. В этом году церемония была подпорчена тем, что совпала с Днем пограничника. А ульяновские «погранцы» оказались людьми сильно пьющими и плохо после этого соображающими. Причем, уже с раннего утра. Поэтому делегация у памятника Леонтьевой, возглавляемая известным российским писателем-сатириком и сценаристом Аркадием Ининым разместилась на фоне «погранца», принявшего на грудь до положения риз и устроившегося поспать прямо на клумбе сквера…
Аркадий Инин: в Ульяновске второй раз, но впервыеДелегация актеров и режиссеров отбыла под Димитровград в Новоселки, где Валентина Михайловна провела последние годы своей жизни. А Инин предпочел экскурсию по Ульяновску к памятнику букве «Ё». Наш портал вызвался стать экскурсоводом Аркадия Яковлевича. Жалеть не пришлось, ибо по дороге состоялся увлекательный разговор:
- Мне даже понравилась идея скульптора изобразить Валентину Михайловну молодой, – рассказывал Инин. – Хотя я ее такой не помню – пришел сценаристом в программу «От всей души», когда Леонтьева была уже дамой в годах. Но обворожительно красивой. Ее боготворили мужчины. И она обожала их. Особенно тех, что помоложе. Я к сожалению человек с плохой памятью. Напрочь забываю детали. И поэтому рассказывать о подробностях нашей с Валентиной Михайловной совместной работе для меня мука. Не помню и все. Но в общих чертах могу сказать, что она не всегда была добренькой как на телеэкране. Если сталкивалась с непрофессионализмом, могла и послать – далеко и надолго. Вот у нее, между прочим, память была на зависть всем. С первого раза запоминала труднопроизносимые фамилии героев «От всей души» и мест, откуда они приехали. И помнила их наизусть даже десять лет спустя. Я однажды посетовал, что учась в техническом вузе запоминал наизусть сложные тексты из учебников, но закончил институт и как отрезало. «Вот у вас память так память, Валентина Михайловна!» – восхитился я тогда. На что она призналась, что запоминает все легко, не напрягаясь. Таково, мол, свойство ее памяти. В другой раз я в шутку пожаловался, что сценаристам званий не дают. И она тут же парировала: «Аркаша, пользуйтесь моим – народная артистка СССР. Я же получила его за «От всей души». А не было бы ваших сценариев – не было бы и программы».
- Среди ваших работ – сценарий к фильму «Однажды, двадцать лет спустя». О нем исполнительница главной роли Наталья Гундарева в одном из последних интервью говорила, что сниматься в этом фильме для нее было очень сложно. Ей пришлось сыграть многодетную мать, хотя в жизни у актрисы не было детей. Но роль вы писали специально для нее и настояли, что бы сыграла она…
- Там была немножко другая история. Наташа отлично сыграла и ничуть не комплексовала, что ей бездетной приходится играть мать-героиню. Но после премьеры ей пришлось поехать представлять этот фильм по стране. А народ в зрительный зал приходил разный. То ли желая обидеть Гундареву, то ли по глупости все время в записках-вопросах из зала заостряли на этом внимание: вы вот матерью так и не стали, а на экране у вас 20 детей. Наташу это напрягало очень. И однажды она в сердцах действительно сказала: «Аркадий, ну зачем ты заставил меня сыграть эту роль?..»
- Вы также писали сценарии к двум последним кинокомедиям блистательного Леонида Гайдая – «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода…» Эти фильмы Леонида Иовича не раскритиковал только ленивый. Считаете справедливо?
- Чего скрывать – на закате жизни и творческой карьеры это был уже не тот Гайдай. И его два последних фильма, над которыми мы вместе работали, получились не такими искрометными как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» или «Иван Васильевич меняет профессию». Но для тех времен, когда снималось много всякой ерунды, это были высококлассные комедии. А тем горе-критикам теперь не худо было бы посыпать головы пеплом. Ибо их огульная и по большей части необоснованная критика подкосила Гайдая и приблизила его уход.
- А как вы стали актером в фильме «На Дерибасовской хорошая погода…»?
- Мы же тогда первый раз в истории отечественного кино тогда Америку снимали на Брайтон-Бич, а не в павильонах «Мосфильма». А денег, выделенных на фильм по смете, хватило ровно на поездку съемочной группы в США и оплату гонораров американской актрисе. Поэтому в большинстве эпизодов бесплатно снимались операторы, костюмеры, гримеры, шофера. Сам Леонид Ивович сыграл крохотную рольку маньяка-игромана в казино. И меня чуть ли не силой затащили в кадр. Такая была экономия. А фильм этот до сих пор чуть ли не каждую неделю крутят по телевидению. Разве не показатель и не ответ тем критикам?..
- Аркадий Яковлевич, вы в Ульяновске впервые?
- По статистике – второй раз. Но тогда, двадцать лет назад, я просто проплывал мимо на теплоходе по Волге, стоянка была недолгой, и мое знакомство с вашим городом ограничилось бутылочкой винца, выпитой в буфете речпорта. Так что мой нынешний визит в Ульяновск по сути первый, хотя и второй.
Всеволод Шиловский: падла с биографией
Звезда сериалов Сергей Угрюмов, представивший во второй фестивальный день в конкурсной программе фильм длясемейного просмотра «Воробей», тоже в Ульяновске не впервые.
- Как самый деятельный комсомолец Волгоградской области в конце 1980-х я побывал в вашем городе на комсомольском активе, – поведал актер. – А в 90-х будучи студентом Казанского театрального училища приехал в Ульяновск еще раз, хотел показаться в Ульяновский драматический театр. Но, увидев спектакль вашего тогдашнего худрука Копылова, понял, что еще не дорос до театра такого уровня. В результате оказался во МХАТе у Олега Павловича Табакова. Так что жалеть не приходится.
Примечательной и запоминающейся была и первая встреча с Ульяновским драматическим и у еще одного гостя фестиваля, звезды театра и кино Владимир Гостюхина. Он вечером в театре провел творческий вечер и показал зрителям фильм со своим участием «Око за око» режиссера Геннадия Полоки. В частности, Владимир Васильевич рассказал:
- Чуть больше десяти лет назад на рубеже веков и тысячелетий я шел по Минску и увидел афишу о гастролях ульяновского театра в городе. А в репертуаре – мой любимый Мольер. Дай, думаю, зайду – посмотрю, что это такое: Мольер по-ульяновски. Зашел. На следующий день пришел на Толстого, потом – на Шекспира. Был удивлен и приятно поражен. В шоке просто пребывал. Театра такого высокого художественного уровня мне до этого видеть не приходилось. Познакомился, рассыпался в комплиментах. И очень рад и счастлив, что сегодня стою и выступаю на сцене этого замечательного театра. Жаль вот только, что режиссер и худрук Юрий Копылов серьезно болен. Надеюсь, с новым художественным руководителем театру повезет также как и с прежним…
А сейчас в Ульяновске я познакомился с удивительным человечком. Студентка вашего театрального вуза Маша Прыскина опекает меня в фестивальные дни на правах волонтера. Она – удивительная. Девушка редкой внешней и внутренней красоты. Пока в стране есть такие молодые люди, страна может с оптимизмом глядеть в будущее.
Сам я сейчас служу в Минске в Театре киноактера. Ставлю, играю. Театр наш примечателен еще и тем, что его открытие – одно из последних по времени добрых дел Петра Машерова, первого секретаря компартии Белорусской ССР. Этот гениальный человек должен был стать первым человеком в СССР после Брежнева, сам Леонид Ильич кулуарно назначил его своим преемником. Но в октябре 1980 года Петр Миронович странно скончался, и поползли слухи, будто ему помогли уйти, чтобы освободить дорогу Горбачеву, который развалил нашу огромную и великую страну – СССР, империю просто…
Чуть раньше на малой сцене симбирской драмы провел мастер-класс для студентов и молодых актеров другойзвездный гость фестиваля, известный российский кинорежиссер и актер Всеволод Шиловский, известный многим по роли отца главной героини в культовом фильме Петра Тодоровского «Интердевочка».
О себе и чувстве юмора
- Я только в работе веселый и зажигательный человек. В жизни – настолько сухарь, что сам себе порой скучен. Ну, посидеть в компании, ну выпить, ну позаигрывать с симпатичной понравившейся женщиной. А потом домой и спать. Так что всем со мной до зевоты скучно
О папе «Интердевочки»
- Мне интересны в кино образы на оправдание своего героя-подлеца. Вот отец героини в «Интердевочке». К нему дочь пришла, которую он не видел 20 лет. А он думает о том, как бы с нее доллары поиметь. Да еще и ханжит: «Родину собираешься покинуть значит?» Падла ведь страшная. Но падла с биографией. Тем мне и интересен.
О Теннесси Уильямсе
- Я был первым русским режиссером, который еще в Советском Союзе как-то умудрился поставить, протащить на сцену «Сладкоголосую птицу юности» Теннесси Уильямса. А через какое-то время мой друг, известный балетный танцовщик Марис Лиепа встретился за границей на гастролях с самим Уильямсом. И за бутылочкой похвастался, что его друг Сева поставил пьесу драматурга. Уильямс не поверил: «Не может быть, «советы» не любят мою драматургию, у вас меня никогда и ни за что не дали бы поставить!» Но Лиепа его переубедил. Видимо, выпили он изрядно, поскольку автограф Теннесси мне оставил почему-то на французском языке. Но я его до сих пор храню…
О театре и ненормированной лексике
- Я снимался у замечательного режиссера Андрея Смирнова, известного по фильму «Белорусский вокзал», в его новой картине «Жила-была одна баба». И там была девочка, молоденькая талантиливая актриса, протеже режиссера. По приезду в Москву она пригласила меня на их молодежный экспериментальный спектакль. Пришел и умер – все два часа на сцене только мат, персонажи пьесы им разговаривают. Когда узнал, что спектакль получил главную театральную награду России «Золотую маску», умер второй раз. Иду на другой спектакль моих молодых коллег. А там фаллос из пластилина – единственная декорация и мужская гей-любовь. Убежал от этого современного «искусства» как от огня!
Второй фестивальный день завершился Вечером памяти Валентины Леонтьевой в Большом зале Ленинского мемориала.
Текст: Ярослав ЩЕДРОВ.
Фото Ярославы ЕВДОКИМОВОЙ.