В начале ноября уроженка Ульяновска Серафима Лях стала 2-й вице-королевой конкурса «Топ стюардесс + Авиа Мисс-2025» — девушка покорила жюри творческим номером с мужем-пилотом. 73online.ru красавица рассказала, что доставляет удовольствие в работе, о самом спокойном направлении, сколько зарабатывают бортпроводники и какие испытания проходят, чтобы получить работу.
— Расскажите об участии в конкурсе.
— Конкур серьезный, было подано 1700 заявок, часть прошла в полуфинал, 30 человек — в финал. Первый отборочный тур (личное собеседование) проходил в Санкт-Петербурге, мы там друг друга не видели — приходили по очереди. Познакомились на следующем туре в Москве — было интервью с членами жюри, они проводили тест по английскому языку, расспрашивали про технику безопасности на самолете, были каверзные вопросы и расспросы о конкурсе. С участницами сдружилась.
Серафима Лях (в середине) с Елизаветой Темиргалиевой (1-я вице-королева) и Лилией Дегтяревой (победительница «Топ стюардесс 11», на фото — справа)
— Довольны результатом финала?
— С одной стороны, да. С другой, вся моя семья сильно мне помогла, муж много вложился — со мной занимался организацией, на финале выступали вместе на творческом этапе: в костюмах космонавтов пели песню Bon Jovi — Its my life. На фоне были видеоряд героического космического эпоса, игра света, дым — в общем, целое рок-шоу. Мне сказали, что жюри выделили наше выступление из остальной массы, это львиная часть успеха, но хотелось завоевать первое место.

— Какие эмоции подарил конкурс?
— Положительные, потому что он идет на протяжении года, девушки ходят на мероприятия: посещают дома детей с особенностями, приюты для животных, создают браслеты, учатся пилотировать самолеты на тренажере, участвуют в фотосессиях и так далее. Я, к сожалению, мало мероприятий посетила — большинство проходило в Москве, а у меня маленький ребенок.

С супругом.
— Вы молодая мама, это усложнило подготовку к конкурсу и участие?
— Моей малышке полтора года. Да, готовилась я в усложненных условиях, но оно того стоило!
— Вы в декрете или продолжаете работать?
— Я в декрете, но продолжаю вести активную жизнь: занимаюсь саморазвитием. Участвовала в конкурсе, учусь на дизайнера интерьера, и для выпускного проекта делаю ремонт в своей квартире! Довольно тяжело совмещать это с воспитанием маленького ребенка. У нас нет помощи бабушек-дедушек, а муж-пилот часто уезжает в командировки.
— Какие моменты в работе приносят особое удовольствие?
— Это аэропорт, ночь, самолет, облака, огромные пространства, небольшой гул, красивая форма — такая особенная атмосфера, авиационная романтика. Кто работает в этой сфере, тот знает, о чем я говорю. Я ее люблю, по ней сильно скучаю! Думаю, что именно из-за этого идут в эту профессию.
— Стюардессы все такие красотки. Кто лицом не вышел путь в эту сферу закрыт?
— Все люди красивые сами по себе! Стюардессы кажутся красивыми, потому, что их украшает форма, у них опрятный внешний вид и хорошее здоровье. То есть проводников выбирают по этим и некоторым другим критериям.

— Кого не возьмут, даже при сильном желании?
— Чтобы работать бортпроводником, нужно пройти жесткий отбор и по психическому, и по физическому здоровью. Не должно быть судимости, административного правонарушения за употребление наркотиков (дальше — постоянные анализы на них, при положительном сразу увольняют), нельзя стоять на учете у психиатра. Необходимо собрать кипу справок от разных врачей, пройти дополнительные тесты с закрытыми глазами, с раскручиванием в кресле, также рентген черепа и так далее, есть психологические тесты и беседа с психологом — они определяют, как бортпроводник будет вести себя в экстремальных условиях. Раньше не брали с плохим зрением — сейчас проблему решают коррекцией.

— Оплачиваются ли отмененные или задержанные рейсы?
— Нет. Платят за время проведенное в самолете: с момента запуска двигателя до его отключения.
— Сколько можно в среднем заработать?
— Бортпроводники сейчас по России получают около 100 тысяч. Зависит от уровня налета (времени, проведенного в небе). К примеру, 70-80 часов дают зарплату в 90-95 тысяч. Также — от категорий, например, в бизнес-классе больше. И у старшего бортпроводника зарплата выше.
— Премии есть?
— Есть новогодние, к юбилею авиакомпании. Выплачивают 13-ю зарплату.

— Какие бонусы есть у компании для сотрудников?
— Главный — возможность полететь как пассажир, платя 20% от стоимости билета. Мы занимаем, как правило, невыкупленные места (одно-два всегда есть). Дочке двух лет нет, а мы с ней за это время 15 раз летали! С мужем летали бизнес-классом в Таиланд два года назад за 20 000/один билет. Для пассажира такой билет стоил 600 тысяч. Кроме того, у нас отпуск 72 дня, которые обязательно нужно «потратить». Конечно, ранний выход на пенсию — мужу 33, а он уже пенсионер (смеется, — прим. ред.). Получает пенсию, может пользоваться льготами. Хорошее ДМС.

— А стюардессы когда официально могут уйти на пенсию?
— Когда налетают 7000 часов. Но многие не хотят бросать работу и продолжают. У меня была коллега, ей было 62 года, она прекрасно справлялась со своими обязанностями, а труд наш физически тяжелый: смена временных поясов, скачки давления, сменный график.
— Что обычно помогает расслабиться после работы?
— Сон, ванна, массаж, крема — все девочковое.

— Как справиться с стрессовыми ситуациями на борту?
— Со стороны кажется, что бортпроводники всегда находятся в стрессе, что всегда что-то происходит: агрессивные пассажиры или кому-то плохо. Но это не так, большинство рейсов проходит спокойно. Но если стрессовая ситуация происходит, то просто собираемся, переживаем её и решаем. А самый спокойный рейс — Ульяновск-Москва!
— Какие планы на будущее в профессиональном плане?
— Я хочу уйти в бизнес-авиацию и развиваться в этой сфере.
— Чем будете заниматься, когда придет время расстаться с этой профессией?
— Я не знаю, когда наступит такое время, но пока хочу заниматься дизайном интерьеров.
Фото предоставлены героиней публикации
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online








