Сыграть роль Гамлета, принца Датского – эталон актёрского мастерства. В Советском Союзе к эталонному образу добавился образ Владимира Ильича Ленина, уроженца Симбирска, лидера Октябрьской революции 1917 года, основателя Советского государства. Планка была выставлена так высоко, что в родном городе Ленина, на сцене Ульяновского драматического театра Ленин впервые появился только спустя 24 года после победы революции 1917 года – драматической осенью 1941-го. В буквальном смысле, несчастье помогло: из оккупированной нацистами Белоруссии в Ульяновск был эвакуирован актёр-орденоносец, народный артист Белорусской ССР Павел Молчанов (1902–1977).
Впрочем, театральная и кинематографическая иконография Владимира Ильича и в целом по СССР развилась только к 1937 году, к 20-летию Октябрьской революции. До этого Ленина рисовали и ваяли из гипса, камня и бронзы. А в 1937 году на экраны страны и мира с небывалым вышел фильм «Ленин в Октябре», в котором вождя революции блистательно сыграл русский советский актёр Борис Щукин. Он был артистом комедийного жанра, и его экспрессивный Ленин, живо и преувеличенно жестикулирующий, картавящий и сыплющий прибаутки, задал стандарт: отнюдь не супермен, но самый человечный человек!
Павел Молчанов также оказался среди пионеров театральной ленинианы, сыграв в 1938 году Ленина в пьесе Николая Погодина «Человек с ружьём». Она была написана на основе киносценария ещё одного советского культового фильма. Однако, «здесь, на родине Ленина, я по-новому пережил и прочувствовал роль, - говорил Павел Степанович ульяновским журналистам, - Хотелось отдать всё своё умение, все силы, чтобы играть лучше и лучше!».
Павел Молчанов в ленинском гриме

6 ноября 1941 года Молчанов-Ленин впервые в своей жизни и в истории ульяновского театра вышел на его подмостки в пьесе «Человек с ружьём».
Павел Молчанов в образе Ленина на ульяновской сцене

Позже, после войны, Павел Степанович несколько раз воплотит образ Ленина и на киноэкране. Причём, в 1951 году сыграет Ленина в фильме «Незабываемый 1919 год», считающемся апофеозом киносталинизма. После развенчания культа личности Сталина в 1956 году фильм, как это говорили, «лёг на полку».
Был у Павла Молчанова и собственный Гамлет, поставленный уже после возвращения в Белорусскую ССР, в 1946 году. В 1948 году актёр был удостоен звания Народного артиста СССР. Но всё это было уже после Ульяновска, который артист покинул ещё в 1942 году.
Зато в 1943-ем на ульяновской сцене мог блистать настоящий Ленин! Да-да, провинциальный актёр Борис Ленин, с ещё дореволюционным стажем, в советское время выступавший в амплуа «героя-революционера». Но Ленин на родину Ленина не поехал.
«Фирменным» Лениным на период 1943 – 1945 годов в Ульяновске стал русский советский актёр Михаил Кондратьев (1905–1984), впоследствии Народный артист РСФСР. Он играл Ленина, как на театральных подмостках, так и в кино. В частности, в 1959 году на экраны вышла совместная советско-китайская картина «В едином строю» – об оказании братской помощи СССР народу коммунистического Китая. Два главных героя фильма, рабочие Матвей и Ван Дэминь знакомы с ленинских времён – и с Лениным, которого играл Михаил Кондратьев.
Михаил Кондратьев в роли Ленина в фильме «Они были первыми», 1956 год

Артист так глубоко вжился в ленинскую роль, что не мог «выжиться» из неё для других героев, например, комедийного болтуна Репетилова из «Горя от ума». В акте приёмки спектакля Ульяновского облдрамтеатра от 21 февраля 1945 года указывалось: «Артист Кондратьев совершенно не смешон (каким он должен быть) и, что совершенно недопустимо – голосом, жестами, позой и движениями – всем напоминает себя в роли Ленина, произносящего речь». Комиссия потребовала изменить образ Репетилова в исполнении артиста Кондратьева, совершенно изъяв всякое сходство с ролью Ленина (позы, тон): «Если этого нельзя будет добиться, товарища Кондратьева к исполнению роли Репетилова не допускать»!
Замечательный ульяновский краевед, в те годы – заведующий городским туристическим бюро Александр Блохинцев вспоминал, как однажды, в середине 1960-х годов, под конец рабочего дня в дверь его кабинета, находившегося в здании филармонии, под сценой, негромко постучали. «Войдите!» - пригласил Александр Николаевич – и обомлел:
«Дверь открылась – и на пороге появился Ленин!.. Это было что-то невероятное, невыразимое!.. Что это? Мираж? Галлюцинация? Я настолько оторопел, что растерянно вскочил со своего стула. Ленин после паузы улыбнулся, и только тогда я понял, что ведь это же Матвей Филиппович Шарымов!.. Он шагнул ко мне, я к нему, обнялись. Но я всё ещё не мог прийти в себя, и не сразу ко мне вернулся дар речи – а Шарымов, что называется, расцвёл, он был доволен! Потом мы оба хохотали над моим шоком. Вскоре Шарымов пошёл наверх, где он выступал на концерте, а я всё ещё приходил в себя после этой встречи. В нём всё удачно сочеталось: и рост, и комплекция, и портретное сходство грима, и всё это создавало полную иллюзию личности Владимира Ильича Ленина».
Многие ульяновские старожилы вполне разделяли точку зрения Александра Блохинцева, указывая на Заслуженного артиста РСФСР Матвея Шарымова (190 –1968), как на лучшего Ленина на ульяновских театральных подмостках.
Самое занимательное, что Матвей Шарымов, вдобавок, ещё и земляк своего главного персонажа. Он родился в селе Прислониха Симбирского уезда, прославленного именем художника Аркадия Пластова, с которым Шарымов был хорошо знаком, и сам увлекался живописью и рисунком, и увлечение это очень пригодилось актёру. Он сам, и очень тщательно, накладывал на себя ленинский грим: для пятиминутного выступления, вроде описанного Блохинцевым, Шарымов гримировался более двух часов.
В 1926 году комсомолец-избач Матвей Шарымов был командирован на учёбу в Москву, в Государственный центральный техникум театрального искусства, и после выпуска играл в труппе театра Фрунзенского района, филиале знаменитого Вахтанговского театра. Однако бытовые трудности вынудили перспективного артиста искать себя в провинции. Шарымов играл в театрах в Свердловске, Перми, Златоусте, Тамбове, Душанбе, Ташкенте, Таллинне, Ленинграде, в Чкалове (Оренбурге). С 1959 года и до смерти Матвей Филиппович жил и работал в Ульяновске.
Предложение сыграть Ленина Матвей Шарымов получил ещё в 1938 году, и самым серьёзным образом подошёл к воплощению персонажа: изучал портреты, слушал записи выступлений, общался с теми, кто видел живого Ленина. Окончательно образ сложился, когда на глаза актёру попалась фотокопия какой-то ленинской рукописи – стремительный летящий почерк явил ему Ленина как «воинствующего оптимиста».
Портрет отца в кабинете Александра Шарымова, ответственного секретаря журнала «Аврора», заменял портрет Ленина

Кроме Ленина, в Ульяновске Матвей Филиппович играл его отца, Илью Николаевича Ульянова, в пьесе, написанной местным писателем Василием Дедюхиным «Нет прекрасней назначенья».
Матвей Шарымов в роли Ильи Ульянова, 1960 год

К слову, в числе сыгранных Шарымовым исторических персонажей был и император Николай II. Восторженных отзывов об этой роли не сохранилось – впрочем, в те времена никто и не стал бы вслух восторгаться императором, которого честили Николаем Кровавым…
Иван СИВОПЛЯС, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»










