На балансе аэропорта «Ульяновск-Центральный» металлодетектор находился давно, но установили его только после прогремевших взрывов в «Домодедово».

Стационарный металлодетектор у входа в аэровокзал аэропорта «Ульяновск-Центральный» появился сразу после трагедии в Домодедово. А на железнодорожном вокзале милиционеров с собаками стало больше.

Всем встречающим и провожающим в аэропорту «Ульяновск-Центральный» отныне придется проходить через металлодетектор. Пассажиры, прежде чем отправиться в полет, будут досмотрены трижды: проход через металлическую «рамку», осмотр ручной клади и багажа.

Первыми «рамку» в здании аэропорта обнаружили диспетчера полетов. Утром 26 января они как обычно прибыли заступить на смену, но «местная» милиция попросила их проследовать через металлодетектор.

- Знаем друг друга в лицо и по имени не один год, но нам предложили вывернуть все содержимое карманов и пройти досмотр, - рассказал диспетчер Владимир Поляков. - Правила едины для всех, дополнительные меры безопасности никогда не повредят.

Как удалось выяснить нашему корреспонденту, на балансе аэропорта «Ульяновск-Центральный» металлодетектор находился уже давно, но решение установить его руководство приняло только после прогремевших взрывов в Домодедово.

- Согласно нормативным документам, установка на всех входных группах аэропорта металлодетекторов для досмотра пассажиров и интроскопов для досмотра багажа требуется лишь для аэропортов с международным статусом, но мы в свое время приобрели его, а после взрыва в Домодедово 24 января решили установить, - сообщил начальник службы авиационной безопасности аэропорта Михаил Кузнецов.

Начальник пресс-службы аэропорта «Шереметьево» Роман Генев подтвердил, что тотальный контроль над всеми людьми, которые входят в терминал, включая проход через «рамку» и сканирование багажа, осуществляется только при повышенном уровне террористической угрозы. В Шереметьево его ввели после домодедовского взрыва. Генев не смог уточнить, как долго будет действовать «усиленный вариант».

По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта России Владимира Чертока, менеджмент аэропортов обязан за свой счет установить «рамки» и обеспечить их техническую исправность, но «правила, кого и как пропускать, определяет тот, кто отвечает за охрану объекта», то есть милиция.

Не пройдёт даже пуговица

Первый металлодетектор изобрели в США около ста лет назад для обнаружения деталей и изделий, которые часто выносили с фабрик рабочие. Позже металлодетекторами заинтересовались военные, и уже после войны в Америке началась массовая продажа металлодетекторов, правда, в то время металлодетекторы были довольно массивными и неудобными в использовании. В 60-е годы появились компактные ручные металлодетекторы, и продажа металлодетекторов стала охватывать не только военные и охранные структуры, но и криминалистов, археологов, работников почтовых служб и аэропортов, ответственных учреждений и крупных промышленных предприятий.

Арочные металлодетекторы устанавливаются в аэропортах уже более 30 лет.

В нашем аэропорту установлен металлодетектор повышенной чувствительности: микропроцессорное управление и различные режимы работы металлодетектора позволяют настроить прибор на обнаружение мельчайших металлических предметов.

Зловещее «пик-пик» может раздаться даже на пуговицу куртки или пряжку ремня. Средняя цена такой «рамки» (по каталогам Garrett. - прим. ред.) колеблется от 100 до 170 тыс. рублей.

По словам Михаила Кузнецова, отказаться от личного досмотра пассажиры или встречающие не имеют право. А вот попросить показать карманы и открыть сумку сотрудники службы безопасности смогут только в специальном помещении.

- Я думаю, все эти меры помогут лишь в определённой степени. У нас сейчас всё делается по команде. Вот тумаков надают, начнутся нормальные проверки. Но пройдёт месяц, всё успокоится и вернётся на круги своя, - считает председатель Ульяновского регионального отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Анатолий Сага. Летать на самолёте ему приходится довольно часто - раз в два-три месяца.



А вот депутат Ульяновской городской думы Марат Хапман убежден в том, что безопасность - дело рук каждого:

- Я летал, летаю и буду летать! Наше государство предпринимает меры, чтобы пассажиры были в безо-пасности. К сожалению, жизнь дает свои печальные уроки. Если каждый из нас не будет терять бдительности, многих трагедий удастся избежать.

Усиленный вариант: три милиционера и собака

Аэропорты и вокзалы, самолеты и поезда остаются объектами повышенной опасности, уязвимой мишенью. В оперативном порядке были усилены меры безопасности на ульяновских авто- и железнодорожном вокзалах. Переведены в усиленный режим несения службы и сотрудники транспортной милиции. Так, например, на железнодорожном вокзале теперь регулярно можно встретить патруль с собакой. Пассажиров в вагонах проверяют уже не два, а четыре милиционера.

- До введения чрезвычайной ситуации основные силы были брошены на так называемые «криминальные поезда», это те, где чаще всего совершаются преступления. Если раньше мы досматривали шестьдесят процентов проходящих через станцию составов, то сейчас почти все поезда тщательно проверяются как оперативными сотрудниками, так и специалистами-кинологами, - говорит начальник ЛОВДТ Александр Сидоров.

По словам исполнительного директора ОАО «АвтоПассервис» Вячеслава Волкова, на автовокзале Ульяновска после домодедовских событий на стационарном посту милиции добавили еще одного человека - теперь охраняют порядок не два, а три вооруженных милиционера. В остальном - особых мер не предпринимали.

- Мы ежедневно как проверяли так и проверяем всю территорию, особенно места скопления людей, перед каждым рейсом осматриваем технику. С помощью системы оповещения администрация аэропорта каждые тридцать минут объявляет правила поведения пассажиров. Просим пассажиров сообщать о каждом случае нахождения бесхозных вещей и подозрительных предметов, - сказал Вячеслав Волков.

- Считаю, что уже существующих мер, предусмотренных для обеспечения безопасности полетов, вполне достаточно, если бы они соблюдались на 100%. У нас в стране, как правило, охрана стратегических объектов ужесточается только после очередного чрезвычайного происшествия, а через несколько месяцев в действие снова вступает привычная российская расхлябанность. В таких условиях в системе неизбежно возникают «прорехи», которые умело используют злоумышленники.

Сергей Ермаков,
председатель общественной палаты
Ульяновской области

Текст: Лана Нечаева, "Ульяновская правда"