Росстат опубликовал очередной мониторинг цен на топливо. Как показывает статистика, в среднем с 3 по 9 января 2011 года увеличение цен на бензин зарегистрировано в 69 центрах субъектах Российской Федерации. В том числе и в Ульяновской области, хотя наш регион находится на 7 месте по дешевизне топлива. Нефтяники объясняют скачек стоимости топлива увеличившимися с 1 января акцизами. Эксперты считают, что подорожание нефтепродуктов повлечет за собой рост практически всех видов товаров и услуг.

По данным Росстата наиболее существенно цены на нефтепродукты выросли в Сыктывкаре – на 9,1%. В 13 центрах субъектов Российской Федерации цены на него остались на уровне предыдущей недели. А удешевление бензина на 0,3% зафиксировано лишь только в Ижевске.

Впрочем, рост цен начался не на минувшей неделе, а в середине декабря. Как показывает статистика, в среднем за минувший месяц (с 13 декабря 2010 г. по 11 января 2011 г. – прим. «Ульяновск online») стоимость автомобильного бензина выросла на 62 копейки.

Средняя цена автомобильного бензина в Ульяновской области, по данным Росстата, составляет 22,14 рубля и это одна из самых низких цен на топливо в стране (регион находится на 7-ом месте по дешевизне – прим. «Ульяновск online»). Cамый дорогой бензин в Анадыре - 36,99 рублей и в Петропавловск-Камчатском – 30, 43 рублей за литр. Самый дешевый – в Махачкале – 21, 40 рублей и Барнауле – 21,41 рублей за литр.

Впрочем, с середины декабря автовладельцы Ульяновской области также отмечают стремительный рост на нефтепродукты. Так, в минувшую пятницу стоимость бензина марки АИ-95 на бензозаправках «Роснефть» составляла 24, 7 рубля за литр, а в субботу ценник показывал уже 25,0 рублей. На новенькой бензозаправке «Лукойл» литр бензина такой же марки оказался дороже на 1 рубль и стоил 26 рублей.

Сами нефтяники связывают подорожание топлива с акцизной политикой государства и ростом цен на мировом рынке. По словам менеджера по рекламе и лояльности ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» нефтяной компании «Роснефть» Марата Садыкова в 2010 году цена на нефть в минимуме составляла 73 доллара за баррель в максимуме 91 доллар. «Таким образом, - говорит г-н Садыков, - амплитуда изменений составляла почти 25%. Примерно такие же изменения были на внутрироссийском рынке сырой нефти. В то же время цены на нефтепродукты в рознице за 2010 год выросли максимум на 8-10%».

Другим фактором, повлиявшим на рост цен стала индексация акцизов. Эта процедура традиционная, но еще в середине прошлого года предполагалось, что в 2011 году ставка акциза на бензин марки АИ-92 – с 2,99 до 3,51 рублей, а на АИ-95 – с 2,99 до 3,23 рублей. Но в декабре прошлого года были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают рост топливных акцизов еще на рубль взамен двукратного снижение базовой ставки транспортного налога. «В итоге, - говорит генеральный директор компании «Магус» Александр Головачев, - из-за акцизов в среднем цена на топливо уже увеличилась на 2 рубля за литр. К примеру, «Магус» закупал топливо раньше у уфимских производителей, но сейчас там оптовые цены выше чем у Роснефти. Что касается стоимости топлива на бензозаправках, то своей реальной цены в Ульяновской области они еще не достигли. Ульяновские продавцы пока сдерживают рост цен за счет запасов, которые остались с прошлого года».

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам сети «Искатель» Вячеслав Никашин считает, что рост цен на топливо связан не только с мировым рынком и акцизами. «Чем объяснить то, что в настоящее время цена на дизельное топливо в нашей стране уже приблизилась к стоимости Аи-95? - говорит г-н Никашин. Цену на «дизельку», к примеру», уфимская «Башнефть» начала поднимать еще осенью. В то время начались забастовки во Франции и известно, что всю «дизельку» стали гнать туда. Конечно, для переработчиков выгоднее продавать ее за доллары, чем на внутреннем рынке. В итоге – в декабре 2010 в стране образовался дефицит дизельного топлива, а его стоимость взлетела. В росте цен виновным надо считать государство».

Стоит отметить, что антимонопольная служба по Ульяновской области в настоящее время проводит проверку всех компаний, занимающихся реализацией топлива в региона на предмет обоснованности поднятия цен. Результаты проверки ульяновцы узнают очень скоро, но вот снизится ли после этого цена на бензин? Ответ будет скорее отрицательным.

В текущем году, как полагают некоторые эксперты, ценовая планка, поднявшаяся на старте, способна на финише догнать, а возможно и превысить инфляционные показатели. Лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что проблема повышения цен на автомобильное топливо станет одной из самых острых в 2011 году. «Высокие цены на топливо нельзя считать нормальными для такой «нефтяной» страны, как Россия, - говорит г-н Похмелкин, - хотя, здесь приходится учитывать то обстоятельство, что отечественный топливно-энергетический комплекс несет большую социальную нагрузку. Из-за повышения акцизов рост цен на бензин продолжится в феврале и других месяцах».

По словам генерального директора компании «Магус» Александра Головачева, вопрос обоснованности сегодняшней цены на топливо – палка о двух концах. «Государство, занимается «перекачкой» денег от народа к государству, дотируя впоследствии население с низкими доходами. Конечно, - говорит г-н Головачев, - нужно поднимать и пенсии, и зарплату бюджетникам, но это происходит, в первую очередь, за счет самих же россиян. Что касается дальнейшего роста цен на бензин, то он ожидается уже в феврале. Тогда все компании начнут затариваться топливом в лето. Особенно сельхозпроизводители. Это будет нормальное сезонные повышения, а в розницу литр Аи-92 будет стоить примерно 28-29 рублей».

Стоит отметить, что транспортная составляющая в цене любого товара достигает 10-15%, а рост цен на бензин автоматически приводит к росту цены любого продаваемого товара или оказываемой услуги. Ведь чтобы привести продукты в магазин, перевезти стройматериалы и многое другое придется пользоваться услугами автотранспорта. А потом включать растущие затраты в стоимость услуги. Нельзя забывать и про пассажирские перевозки, которые наверняка подорожают. Это значит, что за повышение цен на автозаправках из своего кармана заплатят абсолютно все граждане.

Текст: Ирина Казакова

Фото: www.vvnews.info