30 сентября состоялось 52-е заседание Законодательного Собрания Ульяновской области, на котором среди прочих вопросов был утвержден Регламент областного парламента в новой редакции. Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступила с предложением внести ряд поправок, направленных на повышение открытости процедуры рассмотрения законопроектов и формирование действенных механизмов учета конструктивных предложений парламентской оппозиции. Однако они даже не были вынесены на обсуждение. Дискуссии не состоялось, и документ был принят в предлагаемой редакции.

В настоящее время в государстве делается многое для развития демократических институтов. Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию большое внимание уделялось совершенствованию политической системы, созданию условий для открытой состязательности партии и идеологии. Успешная модернизация невозможна в условиях монополии одной партии на принятие важнейших социально-значимых решений. В целях создания равных условий для деятельности политических партий Государственная Дума России внесла ряд изменений в свой Регламент, расширяющие полномочия оппозиционных фракций.

Так что же конкретно не устроило ульяновских парламентариев в поправках в Регламент, предложенных «Справедливой Россией»?

Справедливороссы предлагали в целях защиты интересов граждан более демократично прописать норму, регламентирующую порядок проведения заседания. Так, в уже принятом Регламенте установлено, что присутствие граждан на заседании Законодательного Собрания возможно только с разрешения Председательствующего, что прямо противоречит проводимой государственной политике открытости всех сфер государственного управления для общества. Информация, которая не составляет государственной или служебной тайны должна быть доступна любому гражданину. Даже в судах предусмотрен свободных доступ граждан на открытые судебные заседания в качестве слушателей.

Фракция настаивала на детальной регламентации формы пояснительной записки и финансово-экономическом обосновании к законопроектам, вносимым на рассмотрение в Законодательное Собрание, что позволило бы участникам законотворческого процесса быстро и эффективно оценить идею законопроекта, его необходимость и последствия принятия.

Кроме того, «Справедливая Россия» предлагала предусмотреть право выступления представителям депутатских объединений по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам. Предлагалось предоставить депутатским объединениям право созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, право распространения в зале заседаний заявлений. Аналогичные нормы имеются в Регламенте Государственной Думы РФ.

Удивляет и сама поспешность принятия новой редакции Регламента: без обсуждения в комитетах, и, допускающего нормы, противоречащие действующему законодательству. Так, в принятом Регламенте указано, что при внесении законопроекта предусматривается предоставление документа, содержащего расчет нормативной цены приватизируемого имущества, хотя с мая 2010 года федеральным законом отменен институт нормативной цены и установлен рыночный механизм определения начальной цены.

Принятие Регламента Законодательного Собрания без учета поправок, предложенных «Справедливой Россией», еще раз показало нежелание парламентского большинство создавать условия для развития политической конкуренции в законодательном органе.