Сегодня день рождения у руководителя фонда «Ульяновск – культурная столица», дважды министра искусства и культурной политики региона Татьяны Ившиной. Каким было ее министерство и почему она не помнит, как в это время росла ее дочь? Чем занимается ее фонд и как она относится к критике в свой адрес? Какие разногласия у нее были с бывшим директором Ундоровского музея Владимиром Ефимовым и экс-руководителем Мемцентра Эдуардом Шабалиным? Почему она прослезилась на "Богемской рапсодии"? На эти и другие вопросы в свой день рождения Татьяна Ившина ответила в интервью 73online.ru.

- Не жалеете, что в своё время уехали из родного города?

- Нет, ни в начале работы, ни сейчас у меня таких мыслей не было. В феврале будет 15 лет, как я в Ульяновске. Решение было принято сознательно.

- Какая первая мысль у вас возникла, когда Сергей Морозов предложил вам пост в Ульяновске?

- Меня заинтересовал масштаб работы. В Кирове я работала руководителем управления культуры города. Когда я сообщила главе города о переезде, он дал мне очень умный совет. Он отправил меня на неделю в командировку в Ульяновск, чтобы я посмотрела на город. Потому что иногда бывает такое, что приезжаешь в город и чувствуешь, что тебе в нем некомфортно. До этого в Ульяновске я не бывала. Я воспользовалась советом. Сергей Иванович тоже согласился, чтобы я приехала не сразу на работу, а дней на 10. Жила я тогда в гостинице «Октябрьская», у меня была возможность побывать в учреждениях культуры, познакомиться с людьми в сфере культуры, и уже после недели пребывания здесь я приняла окончательное решение.

- Вы прошли все стадии развития культуры в городе. Что изменилось, по-вашему?

- Наверное, изменились люди. Кто-то ушел на пенсию, кто-то сменил работу, но основной костяк остался. Сегодня они ключевые представители культуры и искусства. Я думаю, что они в первую очередь изменились. Стали самостоятельнее, перестали бояться делать новые вещи. В их работе стали сочетаться и традиции, и эксперименты. Между городом и деревней появились более устойчивые связи - это одно из достижений для меня. Мы много работали с муниципалитетами и пытались навязать им, в хорошем смысле слова, сотрудничество с государственной культурой. Думаю, что нам это удалось.

- А если говорить о пробелах в сфере культуры?

- Я думаю, что не до конца и не в таком объеме, как хотелось бы, реализованы форматы господдержки культуры. Это система грантовой помощи, на которую могут претендовать и отдельные творческие личности, и учреждения культуры, не являющиеся муниципальными или региональными. Сейчас это происходит хаотично. Мы занялись этим в 2011 году и продолжаем по сей день, но мне бы хотелось, чтобы эта работа была более системной. Все представители творческих профессий должны иметь возможность реализовать свои проекты при господдержке, и я уверена, они украсят художественную афишу города. Первый грантовый конкурс мы провели в 2007 году. Тогда гранты были смешные - 15-30 тысяч рублей, но это был всплеск идей и инициатив, многие из них живы до сих пор. Небольшие суммы, но этого было достаточно, чтобы поддержать человека в его творческом порыве.

- Хотели бы вернуться на пост министра культуры?

- Честно и искренне говорю, что я не хочу возвращаться на эту должность. Она действительно отнимает очень много времени и сил. И Евгении Евгеньевне [Сидоровой], и другим последователям я всегда желала удачи и терпения, реализации собственных проектов и планов. Никакой ревности нет. Буквально два дня назад у моей дочери был день рождения. И анализируя путь её жизни, я поняла, что помню все до 7 лет и после 17. Я никому не пожелаю десятилетних перерывов в общении с самым близким человеком в жизни. Бывало такое, что работа отнимала по 16-18 часов в сутки. Ребенок всегда с няней, а ты в субботу или только в воскресенье можешь побыть с ребенком, который учится в начальной школе. Это очень тяжело. Может быть, у кого-то получается совмещать, но я работала так, как считала нужным и возможным. После приезда сюда два года мне понадобилось только на то, чтобы познакомиться со всеми, съездить в каждый район. Я побывала почти в каждом городе, селе, деревне, в большинстве учреждений культуры. Но даже за 15 лет я не смогла объездить все. Плюс неутомимость нашего руководителя, который говорит, что министр отвечает не только за драмтеатр и мемориал, но и за каждое сельское учреждение.

- Вы, наверное, один из тех руководителей, который чаще всего подвергался нападкам со стороны СМИ. Как считаете, почему? И как вы реагировали на это?

- Есть такая хорошая пословица: "бриллиант, упавший в грязь, так и остается бриллиантом". Конечно, мне неприятно. Если набрать в интернете мое имя, можно прочитать не очень приятные вещи. У меня жива мама, ей скоро исполнится 81 год. Неприятно, что эти вещи беспокоят и доставляют определенные неприятности моей семье. Почему много нападок, лучше спросить у тех людей. У меня никогда не было цели быть хорошей для всех - тогда ты не сохранишь себя и свои принципы. Возможно, именно это и не нравилось. Обычно чиновник - это дурак, мздоимец, казнокрад. Мы понимаем, что среди чиновников есть некий процент воров и мздоимцев, но это не значит, что все такие. Не бери чужое, не оскорбляй людей – так меня учили родители. Не обижай, не обвиняй, если ты не уверен, что человек виноват. Видимо, для людей, которые пишут гадости, это не ценность. Открытое информационное пространство позволяет анонимно, без фактов оскорблять человека. Дураки мстят, умные прощают, счастливые забывают. У меня интересная насыщенная жизнь, много интересных проектов, мне некогда этим заниматься. Я отношусь к той категории людей, которые не ждут, когда им что-то поручат, я привыкла сама генерировать деятельность. Мне интересно жить здесь и сейчас, а не воспоминаниями.

- Совсем недавно в публичной плоскости был поднят вопрос о бюджете фонда «Ульяновск – культурная столица», о том, что он слишком большой и на эти деньги можно было сделать что-то другое. Чем занимается фонд помимо международного культурного форума?

- Очень хорошо, что люди интересуются. Мы стараемся быть достаточно открытыми - помимо двух сайтов мы есть во всех социальных сетях, и стараемся рассказывать о самых значимых событиях. Любую организацию, которая получает гранты, контролируют - живая ли она, есть ли продукт деятельности. За шесть лет работы направления нашей деятельности не сильно изменились. Верхушка – это форум. Мы целый год готовимся и показываем самое лучшее, что у нас есть, чтобы развивать культуру. Я бы выделила четыре направления нашей деятельности.

Первое – это культурная инноватика. Это то, к чему можно отнести слово «культура». Культурные работники, учреждения, творческие сообщества. Этому направлению посвящено много работы. Семь форумов так и назывались - культурные форумы. Мы привлекаем самых передовых людей и практики, чтобы культурное сообщество имело возможность обучаться, контактировать и применять навыки в своей работе. На это направление мы выиграли грант благотворительного фонда Владимира Потанина на создание центра социальных инноваций в сфере культуры.

Второе – это развитие и поддержка творческих предпринимателей или креативных индустрий. Это творцы, которые занимаются созданием уникального творческого продукта и выводят его на рынок. Дизайн, мода, ремесленничество, архитектура, исполнительские и визуальные искусства, обучающие программы, семинары, коммуникации. Мы помогаем в реализации этих проектов. Очень много инициатив от эти структур - иногда кажется, что больше, чем от культурного сообщества. Для поддержки творческих инициатив шесть лет назад появился первый бизнес-инкубатор «Квартал». В этом году у нас открылся второй в Димитровграде. Сейчас мы запускаем создание маленьких прототипов в муниципальных образованиях. Например, молодежный театр - два года он был резидентом «Квартала». Они не знали, как существовать дальше. При нашей поддержке они стали госучреждением. Появилась концепция, спектакли, мы помогли зарегистрировать ИП, была сформирована ежемесячная афиша. Мы очень рады, когда наш резидент выходит в самостоятельную жизнь. Однако мы понимаем, что творческий бизнес – это еще и риск. Два года назад в «Квартале» открылась первая арт-галерея, но владелец вынужден был ее закрыть. Он понял, что художественная коммерческая галерея не выживет в нашем городе, и ушел в интернет-пространство.

Третье направление - международное культурное сотрудничество. Эти шесть лет, сотрудничая с посольствами, культурными центрами и организациями, мы делаем так, чтобы ульяновцы имели возможность знакомиться с культурами разных стран. Например, за последний год много было сделано с посольством Японии. Мы получили большой грант на проведение дней Японии в Ульяновске. Нам удалось привезти в город японские театры, музыкантов, барабанщиков. И нам действительно удалось прикоснуться к культуре этой страны. У нас многолетние связи с посольством Германии. Этим летом мы познакомили Ульяновск с тремя городами сети креативных городов ЮНЕСКО. "Немецкая опера" – экспериментальной проект, который мы сделали в «Современнике» вместе с управлением культуры. Да, на него пришли 200 человек, ушли 10 человек, но оставшиеся люди увидели этот эксперимент. Мы делали большой проект, посвященный чемпионату мира по футболу – выставка-история футбола в Германии совместно с институтом Гёте. Такие проекты не появились бы в Ульяновке, если бы не фонд. Без этого, конечно, можно прожить, но эти проекты нужны тем, кто интересуется культурой. Самое главное - это культурный фон, который необходим для инвестиционной деятельности. Во время дней Японии здесь была огромная бизнес-делегация, включая посла Японии, приехали выдающиеся деятели, которые читали лекции о японских технологиях, менеджменте. Получается, что мы очень органичная часть тех бизнес-отношений, которые выстраивает руководство региона с другими странами.

И четвертое направление - инвестиции в культуру. Привлечением государственных и федеральных средств занимается министерство культуры. Я очень рада за коллег из Ленинского мемориала, что им выделили 2 млрд на реконструкцию. Мы же занимаемся частными инвестициями в проекты, которые реализуются на территории региона. Если «Квартал» делался на средства государства, то креативное пространство в Димитровграде мы делали с помощью государственно-частного партнерства. Мы не обо всем рассказываем – бизнес любит тишину, но таких проектов много. Например, то, что в Новом городе появились два киоска с книгами, это тоже работа фонда. Мы привлекаем деятелей кино, которые здесь снимают фильмы. Они живут в гостиницах, ходят в рестораны, работают в области. Может быть, мы не привлекли больших инвестиций для строительства заводов, но каждый занимается своим делом. Нас рассматривают как посредников между властью и бизнесом. Я очень горжусь сотрудничеством с проектом «Золотая маска», с которым мы работаем уже пять лет подряд. Я горжусь тем, что наши театры попадают в лонг-лист этой премии. Это не только удовольствие для зрителя, но и оценка работы наших артистов, режиссеров, менеджеров. В 2019 году «Золотая маска» зайдет в Ульяновск с образовательной программой. Благодаря нашему фонду в Ульяновск зашел Российский фонд культуры – новация, когда у библиотеки появляется собственное имя, направление деятельности. Фонд стал инициатором заявки в ЮНЕСКО. На культурном форуме в Санкт-Петербурге глава РФК Ирина Бокова в присутствии президента России объявила о том, что Ульяновск – это единственный город, который вошел в сеть креативных городов ЮНЕСКО. Этому предшествовала большая работа в течение четырех лет.

- Как вы относитесь к реставрации Ленинского мемориала? Например, к тому, что туда может переехать орган?

- Одной из причин, почему я приняла решение остаться в Ульяновске, стало знакомство с этим объектом. Он меня поразил и вдохновил. Не каждый город имеет такую многофункциональную площадку. В 2004 году я была в Америке, в Европе, видела много культурных инноваций. Проектировщики этого объекта опередили время. Такие культурно-мемориальные центры в Америке можно увидеть везде. Формально они имеют функцию музея. В основном это площадки, где проходит много культурных событий. Например, центр Кеннеди, он наиболее схож с нашим Ленинским мемориалом. По поводу его внутренней начинки, мне кажется, что нужно следовать принципу «не навреди». Я не исключаю, что орган может быть размещен в малом концертном зале. Но это должно быть сделано так, чтобы уникальная архитектура не была уничтожена. Я надеюсь, что Ульяновск не лишится этого объекта, как памятника советского модернизма.

- А что сделать со зданием филармонии? Это тоже объект культурного наследия.

- Реставрировать, сохранять. Придумать ему новый функционал, если уж филармония оттуда уходит. Я считаю, что все объекты культурного наследия должны быть сохранены для потомков. Не мы их возвели - мы получили их в подарок. Моя гордость, что были отреставрированы музей Гончарова, музей современного искусства на Льва Толстого. Конечно, остались и нереализованные проекты. Например, здание магазина сельхозорудий Юргенса. Очень жалею, что мы не попали с ним в одну программу.

- Агентство по туризму сейчас презентует Ленина, как бренд Ульяновской области. Можно ли привлечь туристов в регион чем-то помимо "красного" маршрута?

- Я считаю, что распыляться на 20 брендов нет необходимости, но и ограничиваться чем-то одним неправильно. У нас есть богатое природное наследие. 20-30% приезжающих едут к нам лечиться. Поэтому это вполне может быть одним из направлений. Есть санатории, базы отдыха. С музеем СССР, может быть, мы немного опередили время, еще не пришло осознанное отношение к этому проекту. Я считаю, что для туристов мы могли бы дать историческую рефлексию, что происходило в эти 70 лет, какие изменения произошли, связанные с именем Ленина. Мы должны привлекать внимание не только иностранных, но российских туристов. Пока у нас нет качественной экспозиции в Ленинском мемориале, трудно работать с российским рынком. Потому что Москва, Санкт-Петербург или Красноярск предлагают сегодня более качественный продукт. Хотя наши мероприятия вполне могут быть конкурентоспособными. Например, форум историков, философов и публицистов при определенной перезагрузке мог бы стать таким событием. Гончаров и Карамзин поодиночке не могут стать брендами, а в совокупности, как литературная территория вкупе с городами ЮНЕСКО – вполне. В 2019 году мы сделаем проект, когда в Ульяновск могут приехать иностранцы, чтобы жить и творить здесь, писать об Ульяновске. Здесь нужна творческая коллаборация разных направлений с литературной линией, нужно быть литературной Меккой. Я бы выделила три направления: Ленин, деловой и санаторный туризм.

- Что можете сказать о бывшем директоре Ленинского мемориала Эдуарде Шабалине, с которым у вас был конфликт?

- Вообще не хочу об этом говорить. В моей жизни сейчас этого человека нет, он для меня не существует.

- А о Владимире Ефимове, который больше не возглавляет Ундоровский музей?

- Когда я с ним работала, у нас были непростые отношения. Как профессионал, палеонтолог, он очень много сделал для Ульяновской области. Наверное, в этом плане он незаменимая фигура, но не как руководитель. Сейчас меня радует развитие музея. У нынешнего директора Ильи Стеньшина есть не только компетенции в палеонтологии, но и в сфере менеджмента. Хотелось бы, чтобы Ефимов продолжил сотрудничать с музеем. Тем более там создаётся геопарк ЮНЕСКО, и его опыт, знания, коллекция могли бы быть полезны для развития музея. Но не в качестве руководителя. К сожалению, он держался за этот статус, видел себя не только научным работником, но и руководителем. Это его личное право, но от этого страдало учреждение. Сейчас для музея открылась новая страница.

- Ваш любимый фильм?

- Одного нет. Люблю фильмы Гайдая - от них какая-то легкость. Смотрю их, когда плохо. Интеллектуальное кино - по настроению, но стараюсь быть в курсе новинок, смотреть все новинки российского кино. Для меня поход в кинотеатр – это, скорее, провайдер в общении с дочерью. Последнее, что я посмотрела, это «Богемская рапсодия». Этот фильм вызвал неоднозначные обсуждения. Мне картина понравилась, хоть я и не фанат группы «Queen». Захотелось послушать музыку Фредди Меркьюри и посмотреть тот знаменитый концерт. И пусть в фильме только 50% исторической достоверности, но мне показалось, что это красивый проект.

- Как вы относитесь к тому, что Министерство культуры РФ предложило сократить количество показов иностранных фильмов в кинотеатрах?

- Такие нормы используют некоторые страны. В частности, Франция, например. С одной стороны – это вроде бы забота о производителе, но с другой - мне кажется, что мы еще не производим столько фильмов, чтобы закрывать потребности людей. Искусственное снижение числа показов может увести людей из кинотеатров в интернет. Прокатчики от этого только потеряют, а вот кто выиграет от этого, неизвестно.

- Ваша любимая книга?

- «Мастер и Маргарита». Я ее прочитала будучи студенткой и после этого перечитала еще шесть раз. И каждый раз у меня складывалось впечатление, что я читаю новый роман. Вот, наверное, из-за неразгаданности и недочитанности мне нравятся такие произведения.

- А что читаете сейчас?

- «Краткая история человечества» в двух томах. Эту книгу мне подарила Мария Ревякина, директор «Золотой маски». Интересный проект. Попытка осмысления всего того, что произошло с человечеством, начиная с создания Земли. На 400 страницах. Вообще, больше люблю художественные произведения.

- Верите в гороскопы?

- Спокойно к ним отношусь, без фанатизма.

- Над чем вы в последний раз смеялись от души?

- У меня очень молодой коллектив, который часто заставляет меня смеяться. Молодежь такая непредсказуемая и вызывает хороший, добрый, искренний смех. Я благодарна своим молодым сотрудникам за эти килограммы сметаны в виде смеха.

- А когда вы в последний раз плакали и почему?

- Пару слез у меня выкатилось на «Богемской рапсодии». Там были моменты, когда человек осмыслил свою жизнь и понял, что наделал много ошибок, которые уже нельзя исправить. И второй раз на дне рождения дочери. Когда я ее поздравляла, ко мне вдруг пришло осознание. Листая фотоальбом, я почти безошибочно могла определить ее возраст от годика до семи лет, а потом на школьных фотографиях я с трудом понимала - 12 или 15 лет. Я поняла, что вообще не помню ее в этот промежуток времени. Есть мои фотографии на разных событиях, есть ее фото. Но единственное, что было точно – это наш летний отдых, когда мы вместе уезжали. Очень жаль, что я поздно это поняла.

- О чем вы жалеете?

- Жалею о том, что в сутках 24 часа. Хотелось бы, чтобы было 36. Наверное, самое главное сожаление - это недостаток времени. И незнание английского языка. Моя рекомендация родителям – учите детей языкам, чтобы они были более конкурентоспособными. Может быть, в серебряном возрасте (смеется - прим. ред.) моя сила воли позволит решить эту проблему. Я понимаю английскую речь, но не на профессиональном уровне. Говорю на немецком, но английский – это все же международный язык. Из-за этого пробела были упущены многие возможности по обучению, например. А вообще не люблю ни о чем сожалеть. Люблю радоваться жизни и думать о светлом будущем.

Елена Скворцова