Несмотря на активное развитие технологий GPS-навигация до сих пор остается для владельцев компаний по перевозкам дорогостоящим удовольствием. Ульяновское «ПАТП №1» намерено стать «базовым» диспетчерским центром как для пассажирского транспорта города, так и области. В рамках федеральной программы предприятие приобрело необходимое оборудование, а сейчас намерено предлагать услугу как населению, так и любым сторонним предприятиям.

Два года назад компания «М2М - Телематика» предлагала «ПАТП-1» приобрести свою систему спутниковой навигации. На тот момент цена вопроса составляла 3,5 млн. руб. По словам начальника отдела информационных технологий «ПАТП-1» ИРИНЫ БЕЛОУСОВОЙ, было принято решение приобрести программно-аппартный комплекс «АСУ-Навигация» у компании ЗАО «НПП Транснавигация». «В рамках федеральной программы была приобретена большая часть комплекса, и нам оставалось приобрести лишь «железо».

Участвуя в выставках «Электронное будущее» отдел ИТ изучал спрос на услуги спутниковой навигации в Ульяновской области. Заинтересованность есть различных служб как муниципальных автохозяйств и спецтехники, почта, да и просто населения. В строительной сфере, согласно статистике, потери от нецелевого использования автотранспорта составляют около пятидесяти процентов. В сельском хозяйстве системы мониторинга автотранспорта становятся незаменимым помощником в период активных полевых работ. Вывод: владельцы транспорта сами хотят отслеживать и просматривать информацию о своем транспорте. Многомилионный проект многим не под силу, поэтому компанией ООО «Тайм-Софт» был разработан WEB-интерфейс к «АСУ-Навигация». Был создан инструмент, с помощью которого любой руководитель, частное лицо, может сидя у себя в кабинете получать информацию о своем транспорте, при условии, что транспортное средство будет оснащено навигационным оборудованием», - пояснила Ирина Белоусова.

Как рассказал ведущий инженер ИТ отдела предприятия ЮРИЙ КОЛЬЧЕНКО, - «устройство, установленное на автобус, принимает сигналы от спутников и, вычисляя свою координату, передает по сотовой связи через Интернет на компьютер, называемый сервером. Сейчас этот сервер «загружен» на 10%, отсюда возникают большие возможности более максимально его «загрузить». Ведь сюда может быть заведен не только наш парк, но и любой другой клиент, - пояснил он. За 300 рублей в месяц предприятие готово отслеживать транспорт, на котором установлено такое оборудование. «Одним из минусов всего комплекса остается цена навигационного оборудования (от 9 до 35 тыс. руб – прим. «Ульяновск online») и как следствие его обслуживание — добавляет г-н Кольченко.

Большинство компаний, занимающихся грузоперевозками, уже давно используют GPS-навигацию, подтверждая все вышеперечисленные ее плюсы. Исполнительный директор одной из крупнейших региональных компаний «Глобалтранс» МАРСЕЛЬ ГАФУРОВ в интервью «Ульяновск online» отметил, что на их транспорте система навигации стоит уже полтора года. «Это дает возможность контролировать текущую деятельность транспорта в on-line режиме, узнать, на какой заправке заправлялся водитель, сколько топлива он залил, какое количество времени провел на стоянке. Все это позволяет уменьшить всевозможные затраты», - пояснил г-н Гафуров.

Использование GPS-навигации столь крупными компаниями очевидно, однако может ли заинтересовать подобное предложение, к примеру, службы такси, в парке которых достаточно большое количество машин. На этот вопрос «Ульяновск online» ответил директор «Карета-такси» ВЛАДИСЛАВ КОЛПИКОВ: «Пока для нас это дорого. Но я не исключаю возможности установки подобной системы, когда технологии придут к тому, что они подешевеют».

Текст: Юлия Липатова

Иллюстрация: gosn.net