В Ленинском мемориале прошел круглый стол на тему: «Брендинг территории как инструмент развития отрасли туризма». Перефразируем почтальона Печкина: "Это почему у нас в регионе с туризмом не так, как хотелось бы? Потому что бренда нет!" Хотя попыток было не счесть – и буква «Ё», и Карамзин, и даже Колобок-Колебятко, не говоря уже о таких брендищах, как «Родина Ленина» и «Культурная столица Европы».

Но воз если и движется, то очень медленно, а энтузиазма, честно говоря, не вызывает – ни у чиновников, ни у созерцателей процесса.

«А давайте мы соберем все наши бренды в один список и поговорим о том, какой из них всем брендам бренд!», - решили в Агентстве по туризму и созвали очередной курултай круглый стол.

Не поверите, но у нас снова будет бренд

Представляете, какое случилось раздолье для мысли – от УАЗа до сенгилеевских блинов прямиком через диван Обломова и обратно! Наверное, был в этом какой-то практический смысл, и, возможно, организаторы мероприятия даже его извлекли. И, скорее всего, туристический бренд у Ульяновской области все же появится. Даже можно предположить, что разработает его нам тот самый Андрей Стась, который уже проделывал подобную работу для региона («Ульяновск, к взлету готов!», синяя загогулина на белом фоне, неведомые Ульян и Ульяна и вот это вот все, разумеется, за бюджетные миллионы).

Может быть, ему все-таки удастся упрячь в тот самый воз вола, коня и трепетную лань – то есть Волгу, ундоровских динозавров и музей СССР.

Но давайте признаемся себе, что никакой, даже самый уникальный бренд, не обеспечит нам туристического прорыва. Волшебной таблетки нет. Гениальных логотипов и слоганов никогда не будет достаточно для того, чтобы мотивировать туриста приехать в Ульяновск снова и порекомендовать побывать здесь другим. Для этого нужны, как минимум:

а) инфраструктура принципиально иного уровня (много-много денег и мозгов);

б) мощнейшая промо-кампания (тоже много-много денег и мозгов).

Но этого (пока) нет, и поэтому гораздо полезнее понять то, что есть. Чем на самом деле живет и дышит отрасль.

Въехавшие или уехавшие?

Согласно итоговой годовой презентации Агентства по развитию туризма в УО («в УО» – почему-то они сами так о себе пишут), в 2017-м году к нам приехало 455 тысяч туристов, что на 4,5% больше, чем в 2016-м. Цифра, на самом деле, находится в пределах статистической погрешности, но если по всей России грешат на три процента, то в Ульяновске - на четыре с половиной. То есть, случился или не случился рост, точно не известно, но если случился, то небольшой, но все же он посолиднее того, который (возможно) случился по всей стране.

Кстати, а как считали? Та же самая статистика фиксирует, что большое количество ульяновцев уехало за длинным рублем в настоящие, а не блинные столицы. А они же ведь так или иначе на малую родину заглядывают – друзей-родителей повидать, из квартиры выписаться, зубы подешевле вставить. Если человек с московской пропиской приехал маму в Ульяновске навестить, он турист или как? Может, счастливые четыре с половиной процента роста – это как раз поуехавшие? А если ульяновский мужчина из-за злобной тещи в маленькой квартире или просто по делам амурным снял номер в гостинице для решения, так сказать, демографической проблемы, он - турист? Может быть, у нас в Ульяновске наблюдается рост любовных мероприятий? А мы их сразу в "туристы"?. Так как считать гостей региона, глава агентства по туризму г-жа Скоромолова отвечать не стала. Мол, это же СТАТИСТИКА и все тут!

Шутки-шутками, а серьезного структурного анализа туристического потока не наблюдается – все цифры на уровне простых исчислений. Известно, что 45% – так называемый деловой туризм, то есть люди, которые к нам едут по работе. А остальные зачем? В прошлом году в регионе побывали 15 тысяч иностранцев, что на 3 тысячи больше, чем в позапрошлом. Но почему их стало больше? Учитываются ли в качестве туристов многочисленные индусы-студенты УлГУ (из-за слабого рубля учиться здесь им стало выгодно) и их многочисленные родственники, приезжающие навестить? А ребята из Средней Азии, приезжающие в регион на многочисленные стройки? Туристы?

Нет, ни в коем случае не стоит скептически относиться к успехам, пусть даже небольшим! Но разобраться в том, почему он случился – это получить возможность масштабировать его. А если успех на проверку оказывается не таким уж и успехом – тоже хорошо, не возникает вредных иллюзий.

…и конкурсы интересные

Констатируется, что в отрасли занято 17900 тысяч человек. Дефицит хороших новостей столь зияющ, что особо оговаривается: это на 0,3% (!!!) больше, чем 12 месяцев назад. То есть, на 53 человека. В то время как количество гостиниц и тому подобных учреждений увеличилось на 125 единиц, или на 5,9%. Складываем два и два: количество «работ» увеличилось, количество работников - почти нет. Прокатилась волна увольнений? Но об этом в отчетах обычно не пишут.

С деньгами все на первый взгляд выглядит более оптимистично – рост на 13% при оценке объема услуг. Но как вспомнишь, что это как раз, примерно, недавний показатель инфляции, так радоваться перестаешь.

Что делают в Агентстве для того, чтобы жизнь становилась лучше и веселее? Во-первых, проводят профессиональные конкурсы. То есть, побуждают бизнесменов к покорению новых высот, тем самым повышая общий уровень сервиса. Лучшие местные кадры отправляют на конкурсы всероссийские – хорошо известная стратегия нефинансового мотивирования.

Смартфоны? Нет не слышали

Особняком стоит создание брендового туристического маршрута. Это такая «замануха» для туристов, в которую спрессовывается все самое интересное, что город может показать и продать. И такую в Ульяновске создали, назвав ее «Дворянин на Волге» - так в позапрошлом веке поэтически величали Симбирск.

«Замануха» должна заманивать, однако с «Дворянином» все иначе. Продает данное путешествие официальный принимающий туроператор «Daily». Мобильный телефон – поиск – сайт. Который очень своеобразно адаптирован под мобильные устройства – он просто уменьшает обычный мониторный фрейм до размера экрана смартфона. Все становится не просто мелким, а очень мелким.

При этом, ни о каком «Дворянине» на главной странице нет никакого упоминания. Зато есть туры в Прагу, Сочи, Абхазию, Венгрию и даже в Азербайджан. Чтобы добраться до заветной цели, необходимо нажать на кнопку «Прием в Ульяновске» (та, что по стрелочке №1), а после догадаться, что неуловимый представитель дворянства прячется под кнопкой «График сборных туров» (стрелочка №2).

Естественно, разглядеть это на пятидюймовом экране нереально, поэтому в итоге пришлось воспользоваться обычным компьютером. Но и это еще не конец – чтобы получить нужную информацию, человеку необходимо скачать файл в формате «Word» (люди с мобильниками, все для вас!).

Наконец, можно таки вволю «заманиться».

Что есть, то есть

Итак, брендовый туристический маршрут Ульяновской области это:

  • День первый – прогулка по Венцу, Художественный музей, музей Гончарова, музей пожарной охраны;
  • День второй - площадь 100-Летия, Мемориал, музей «Дом, где родился В.И. Ульянов (Ленин)», музей «Симбирская классическая гимназия», дом-музей В.И. Ленина;
  • День третий - музей Аркадия Пластова, музей Аркадия Пластова в Прислонихе, фотосессия у родника+чаепитие, музей истории гражданской авиации.

Прочитайте еще раз. Это – наш брендовый маршрут, и все наши самые мощные бренды – в одном небольшом списочке. В данной констатации нет никакого укора в адрес его составителей. Это объективно так. Больше у нас, в Ульяновске, ничего нет. Добавьте в этот список музеи балалайки и симбирского купечества - ничего принципиально не изменится. Как не изменят ничего очередные круглые столы и конференции по подобным вопросам. Пора просто забыть и начать думать совсем о другом. Например, о создании нормальной мобильной версии продающего сайта. А по-хорошему, для брендового маршрута нужно создавать отдельный, подвигать его в поисковых системах – толку однозначно будет больше.

Сделай «Тыц»!

К сайту прикручен модный виджет – «Закажите обратный звонок, и мы перезвоним вам в течение 24 секунд». Ну как не воспользоваться подобным предложением? Тыц! Увы. Придется вручную. Первый телефон, указанный на сайте, не существовал в природе. По второму есть контакт.

- Здравствуйте, прочитал про ваш тур «Дворянин на Волге», хочу его своим друзьям подарить, они ко мне в гости с Дальнего Востока собираются. Какие даты можно рассматривать?

Увы, ближайшая дата – это майские праздники, «но это не точно», так как тур сборный – если народ наберется, то будет. Еще, возможно, на июньские народ подтянется. Предыдущий тур, запланированный на конец февраля, отменился – желающих не нашлось.

- Но если у вас есть желание, мы для них составим индивидуальную программу и даже можем не включать туда расходы на гостиницу и питание – если они жить и есть у вас будут. Это выйдет немного дешевле. Все расскажем, все покажем, можем и по другим местам их повозить – например, в Болгары. Давайте, вам на электронку все наши варианты перешлю, а вы подумаете…

Конечно, давайте. Но не переслала, даже в папке «Спам» ничего не нашел. Перед тем, как покинуть сайт, снова «тыц» на модный виджет. И – о чудо – перезванивают! Ну хоть со второго раза – уже 50-процентная эффективность!

Продолжение следует

Влад Градов