Лидер фракции КПРФ в ульяновском областном парламенте Александр Кругликов неторопливо идет к финишу своего депутатского срока. Судя по всему, он станет последним в его политической карьере. О возможном участии в следующих выборах коммунист отзывается с изрядной долей скепсиса, но отдадим должное, умудренный сединами политик по сей день воинственно настроен и верит исключительно в красное будущее страны.

Александр Кругликов имеет настолько богатую биографию, что описать ее в стандартных рамках практически невозможно. Сухая справка из «Википедии» вряд ли создаст правильное представление о самом маститом и опытном ульяновском коммунисте. Политическую карьеру он начал в 1993 году, когда вступил в КПРФ и с тех пор последовательно шел по красной линии, так ни разу и не изменив ей.

В судьбе бывшего учителя истории 28 школы Ульяновска немало резких поворотов, скандалов, взлетов и падений. Многие уверены, что кульминацией его профессиональной коммунистической деятельности стали губернаторские выборы 1996 года, когда он занял второе место, уступив только Юрию Горячеву. Однако есть и те, кто считает, что заматерел и закалился товарищ Кругликов во время работы в двух созывах Государственной Думы. Но и те, и другие сходятся во мнении, что работать с избирателями Кругликов научился неплохо. Сегодня он единственный оппозиционер в Заксобрании, получивший мандат не по партийным спискам, а в награду за личную победу. В Засвияжском одномандатном округе №17 он набрал 33,66% электорального признания (3751 голосов), обогнав на повороте единоросса Александра Потапова (30,69%, 3420). Не помешали даже многочисленные скандалы, в которых кандидат на место в Заксобрании периодически светился.

Один из них прогремел практически на всю страну. После истечения очередного срока в Госдуме депутат Кругликов наотрез отказывался съезжать из служебной квартиры и даже, якобы, пытался ее приватизировать. Репутация коммуниста оказалась подмочена, а после, когда вскрылось, что его помощниками в течение депутатского срока были известнейшие ульяновские бизнесмены Михаил Родионов и Николай Доронин, многие и вовсе предполагали, что на карьере коммуниста можно ставить точку.

Но жизнь, как известно, намного сложнее. Уйти из большой политики Александр Леонидович тогда просто не мог: его личная харизма долгое время оставалась практически единственным спасательным кругом, который не давал пойти ко дну местной ячейке КПРФ. Кругликов, будучи человеком партии преданным, тянул ее неповоротливую скрипящую телегу, насколько хватало сил. Позже с ним в упряжку встал Алексей Куринный, который, впрочем, скоро уехал в Москву. Время не стоит на месте, и вот уже сам Кругликов проводит в столице времени не меньше, чем в Ульяновске.

- Александр Леонидович, правда, что вы переехали в Москву?

- В Москву насовсем не переезжал и не собираюсь. Просто дочь подарила нам трех внуков – им приходится помогать, потому что зять – военнослужащий. Две недели провожу в Подмосковье, а две - в Ульяновской области.

- Подходит к концу ваш депутатский срок. О каких успехах пятого созыва ЗСО и ваших лично можете поведать?

- Какие успехи могут быть, учитывая состав Законодательного собрания? Вы же знаете, что подавляющее большинство мест принадлежит одной единственной политической силе. Мы вносим абсурдные поправки в абсурдные законы, и это показатель того, что ЗСО – малосамостоятельный орган и притом довольно дорогостоящий. Его содержание обходится налогоплательщикам во все большую и большую сумму, а авторитет невелик.

Считаю, что опираться можно только на то, что сопротивляется. Не говорю, что конфронтация между законодательными и исполнительными органами власти должна быть вечно, но, по крайней мере, контрольные функции у ЗСО должны быть. Мало проголосовать за бюджет и выделить деньги – важно проконтролировать, как они израсходованы и каков эффект. Лучше мы жить не стали за эти годы, хотя бюджет, как говорит губернатор и члены правительства, постоянно растет. Ни одна большая проблема не решена - жители Ульяновской области не обеспечены качественной водой, не завершена газификация (мы на уровне 63%), остаются проблемы благоустройства, ЖКХ, бедности населения.

Поменять сознание коллег из ЗСО тяжело. Не хочу никого обидеть. Прекрасно понимаю, что они заняты своими делами, подавляющее большинство – представители бизнеса, зависимые люди… Но это проблемы наших избирателей. Как голосуем и как относимся к выборам, то и имеем. Что уж тут скажешь.

- Какие неудачи вы потерпели за этот срок?

- Все, о чем я говорил – это и есть неудачи. В том числе, и мои, несомненно. Это неудачи избирателей, властных структур. Ну если не решается проблема ЖКХ и у нас все управляющие компании банкротятся – это же не новость. Рынок ЖКХ – около 5 триллионов рублей в год в масштабах страны, колоссальные деньги и в Ульяновской области. Неслучайно на мусорных полигонах работает и огромная группа депутатов из гордумы Ульяновска. И их поддерживают. Сгорела свалка в районе Красного Яра. Кто ее контролировал? Один из виднейших представителей «Единой России», там его родственники резвились. Компания «Полигон» объявила себя банкротом, а на рекультивацию из областного бюджета вынуждены выделять уже не десятки, а сотни миллионов рублей. Так расходуются народные деньги. И нас призывают голосовать за такой бюджет и за такой подход, а потом говорят: «Почему вы против? Бюджет-то растет». Те деятели, которые на этой свалке капитал свой сколачивали – да, выиграют, а люди, которые живут рядом, проиграли. Проиграла в целом Ульяновская область. И таких примеров великое множество. Но остановить их не получается.

- Какие предвыборные обещания удалось исполнить, а какие нет?

- Отдавал себе отчет, в какой ситуации придется работать и говорил об этом избирателям прямо. Обещать и гарантировать можно что-то, имея, по крайней мере, относительное большинство.

- Какой законопроект из тех, в работе над которыми принимали участие, считаете наиболее резонансным?

- Эти законопроекты приняты не были. Мы настаивали на законе о парламентском расследовании. Без этого ни о каком контроле не может быть и речи. Но за такие законопроекты голосовать не желают.

- Собираетесь идти в новый созыв Законодательного собрания?

- Скажу, что и в этот созыв не особо рвался, а учитывая состояние здоровья, целый ряд семейных проблем, скорее всего, нет.

- Кто из ульяновского отделения КПРФ мог бы вас заменить?

- Абсолютно убежден, что голосовать за КПРФ надо вне зависимости от того, кто там – Кругликов или Куринный. Потому что это единственная партия, которая предлагает альтернативу и программу имеет, план вывода страны из кризиса. Давайте прямо скажем: вы можете назвать кого-то из представителей компартии во властных структурах, кто сел на скамью подсудимых? Коммунисты, пришедшие к власти на губернаторских выборах, как Левченко в Иркутской области, как Потомский в Орле (снят с поста 5 октября 2017 – прим. ред.), работают очень эффективно.

- Вы дружите с кем-то из депутатов других фракций? С единороссами, например.

- У меня самые добрые и давние отношения с Геннадием Александровичем Долговым. Мы с симпатией друг к другу относимся. Много лет знаю Лидию Сергеевну Жуковскую, как директора школы. Много лет работал в этой системе и к учителям у меня очень хорошее отношение. Дмитрий Николаевич Грачев представляет ЛДПР, а по-человечески к нему отношусь с большой теплотой. Он за эти годы на моих глазах вырос. Думаю, он тоже разделяет эти чувства. И ко многим-многим другим – в независимости от того, в какой они фракции. С Валерием Васильевичем Малышевым работали когда-то в партийных органах, в одном комитете по образованию и науке. Потом он ушел в прокуратуру, а я, будучи депутатом и Государственной думы, и Заксобрания, в органы прокуратуры часто обращался по вопросам избирателей – и всегда находил там понимание.