Неотмеченный юбилей. Не так давно исполнилось 10 лет со дня вступления в силу в Ульяновской области первого «антиалкогольного закона». Инициатором кампании по борьбе с пьянством, которая вскоре приобрела федеральный масштаб, стал губернатор Сергей Морозов. Ограничения постепенно становились все более суровыми, и правительство региона собирается продолжать закручивать гайки, сокращая для населения количество вариантов «залезть в бутылку».

Гайки затягивали постепенно

Началась антиалкогольная эпопея в августе 2007 года, когда был принят закон Ульяновской области «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции». Документ запретил реализацию крепких спиртных напитков в период с 23.00 до 8.00 утра. Через четыре месяца, как раз под Новый год, запретное время расширили до двенадцати часов – с 20.00 до 8.00.

Любопытно, что как-то раз губернатор Морозов и сам попал под ограничения, введенные в регионе по его же инициативе. Как-то поздним вечером после долгого трудового дня он возвращался домой. Впереди были выходные, Морозовы ждали гостей, нужно было купить что-нибудь на стол. По дороге домой губернатор заехал в один из магазинов сети «Симбирка» в районе парка Победы, но на кассе встретил решительный отказ продавщицы обслужить руководителя области, который, кроме прочего, захотел взять спиртного – не положено! Никакие увещевания не помогли, Морозов ушел ни с чем, а в понедельник рассказал об этом коллегам. Николай Доронин, владелец торговой сети «Симбирка» (позже поглощенной федеральным ритейлером) отыскал принципиальную продавщицу и, по слухам, неплохо ее премировал.

2 февраля 2008 года крепкий алкоголь попал под запрет в «красные дни календаря». Его стало невозможно купить после часа дня 25 мая, 12 июня и 1 сентября. В декабре следующего года «трезвыми» стали 1 июня и 12 сентября. Реализацию крепкого спиртного в эти пять дней запретили вовсе, а в мае 2011 года власти распространили табу на все по выходные.

С наступлением нового 2013 года федеральный закон, запрещающий продажу любых алкогольных напитков везде, кроме заведений общепита, с 23.00 до 8 утра подтвердил курс ульяновских властей на трезвость и практически уничтожил уличные «палатки». При этом, регионы сохранили право ужесточать запреты, чем и воспользовались наши власти: 3 июня 2014 года запретили продажу энерготоников, содержащих алкоголь, с 8 утра до 11 вечера, а торговать ими ночью было нельзя уже по федеральному законодательству. Вот такой ход.

В других регионах

У наших соседей, в Саратовской и Самарской областях запрещена продажа всего алкоголя с 10 вечера до 10 утра в любой день. Мало того, в «космической столице» пошли дальше – местные власти получили право полностью блокировать работу продавцов алкоголя под угрозой гигантских штрафов по датам, которые устанавливают самостоятельно - и хронологически, и даже географически. Например, в одном из районов Самары любые алкоточки закрываются "на клюшку" в дни матчей футбольного клуба «Крылья Советов».

В Казани легально купить алкоголь нельзя с 10 вечера до 9 утра, а самые суровые правила - в Чечне, где на покупку спиртного отведено лишь два часа в сутки - с 8 до 10 утра. О действенности такой политики говорит то, что республика регулярно возглавляет рейтинг самых трезвых регионов. При этом, во многих субъектах федерации установлены только всероссийские ограничения. Когда летом Минздрав сообщил, что рассматривает инициативу о введении полного запрета на продажу алкоголя по субботам и воскресеньям, вся принимающая на грудь Россия вздрогнула, но Ульяновская область продолжила спать спокойно – у нас такие правила действуют не первый год. И факты говорят сами за себя - пить в Ульяновске действительно стали меньше.

По информации регионального Минздрава, за прошедшие 10 лет количество официальных алкоголиков в области сократилось на 23,6%. Если в 2007 году на учете состояли 22 тысячи ульяновцев, то в 2016 - 16800. На четверть снизилась смертность от алкоголизма. И несмотря на то, что пить народ стал вроде как меньше, региональный бюджет от «акцизных потерь» не страдает. По информации регионального Минфина, за прошедшие 10 лет поступления даже выросли. Причем, вдвое! Это связано с изменениями размеров сбора, нормативов зачисления акцизов на алкогольную продукцию между федеральным и региональным бюджетами и с ростом объемов производства, в основном – пива.

Одними запретами трезв не будешь

- Для снижения алкоголизации населения, эффективны только комплексные меры: воспитательного, стимулирующего и где-то запрещающего характера, - пояснил один из самых рьяных сторонников «антиалкогольного законодательства» депутат регионального Заксобрания Василий Гвоздев. - Если делать ставку только на ограничения и снижение доступности алкоголя, эффекта не будет. Нужна долгосрочная пропаганда на государственном уровне. Считаю, что государственные решения не достаточно сильны и последовательны. Федеральное законодательство не позволяет поставить по всей стране серьезный заслон этому злу. Алкогольные лоббисты очень сильны, всегда найдут 10 вариантов обойти законы.

Действительно, так бывает. После запрета на продажу алкоголя в ночное время и в выходные дни в Ульяновске словно грибы после дождя стали появляться рюмочные. В крошечных заведениях, которые «притворяются» кафе, продают алкоголь в любое время. Продавец демонстративно отвинчивает пробку у бутылки - а дальше все по желанию покупателя. Власти, поняв, что алкоголь утекает потребителю через лазейку законодательства, полтора года назад строго регламентировали требования к помещениям для получения права на торговлю, указав минимальное количество столов и площадь.

- Благодаря этому мы добились того, что количество таких «рюмочных» хотя бы не увеличилось, - рассказывает Василий Гвоздев. – Но тут в августе федералы приняли закон, лишающий региональные власти полномочий по регламентированию работы заведений общественного питания. Мы в течение трех месяцев должны свой закон модернизировать или отменить. То же самое было с энерготониками. Когда приняли закон, запрещающий алкогольные энергетики, они на полгода исчезли с прилавков, но производители подстроились под ситуацию и появились так называемые пенные напитки, различные яблочные сиропы с алкоголем. Поменяли названия, состав, немного перестроили производственные линии и стали, по факту, поставлять аналогичные напитки, но под другими названиями и в другой консистенции. Недавно приняли закон, призванный убрать торговлю алкоголем из дворов жилых домов. С 1 января 2019 года все алкомаркеты и пивные «лавочки», потеряют право на торговлю спиртными напитками, если вход в них - со стороны подъездов. Предприниматели выпросили отсрочку, чтобы успеть «перепрофилироваться». Но меня беспокоит, что Госдума примет какой-либо закон в защиту коммерсантов и «ударит нам по рукам».

Получается, что работа над антиалкогольным законодательством - постоянный процесс, напоминающий игру в прятки. Власти вносят ограничения – предприниматели находят способ их обойти. Власти вносят поправки, коммерсанты находят новые пути для торговли спиртным.

Коммунисты за демократию

Отметим, что далеко не все согласны с ограничениями на продажу алкоголя, есть и те, кто считает, что должен действовать демократический подход: «Захотел? Пошел и выпил!».

В июле депутат регионального законодательного собрания от фракции КПРФ Айрат Гибатдинов предложил отменить запрет на продажу крепкого алкоголя по субботам и обосновал инициативу тем, что "большинство семейных праздников организуют по субботам. Запрет причиняет неудобства и приводит к тому, что люди покупают контрафакт". Идею Гибатдинова не поддержали - кроме автора за нее проголосовал лишь один парламентарий, а Гвоздев отметил, что на протяжении всех 10 лет коммунисты зачастую голосовали против антиалкогольных законов.

Вопрос об отмене действующих запретов сейчас не стоит. Более того, со временем алкогольный барьер планируется усилить. Недавно глава общественной палаты Ульяновской области Александр Чепухин предложил консультационному совету рассмотреть вариант о запрете продажи крепкого алкоголя не только по выходным и некоторым праздникам, но и по пятницам. Общественники своего мнения пока не высказали.

К слову, стоит сказать, что особого возмущения антиводочное законодательство у ульяновцев не вызывает. Правда иногда возникают неудобства - например, когда необходимо срочно приобрести спиртное на поминки. Однако, и эту проблему при желании и лояльности продавцов всегда можно решить.

Тем временем, в рейтинге алкоголизации регионов, составленном специалистами федерального проекта «Трезвая Россия», Ульяновская область находится на 57 месте. До дна бутылки – всего 28 позиций. Самые «пьющие» регионы - Магаданская область, Чукотский автономный округ и Республика Коми. Самые трезвые - Дагестан, Ингушетия и Чеченская республика.

Фото: www.chilli.by; ulgov.ru

Валерия Казакова