С подачи ОНФ развернулась дискуссия о контроле над ценой и качеством социального питания в России. Одним из регионов "пристального внимания" стала Ульяновская область. Федеральная антимонопольная служба по заявлению представителей ОНФ возбудила административное дело по признакам создания картеля в нашем регионе. Ряд федеральных экспертов, хорошо знакомых с ситуацией, считая, в целом работу проекта "За честные закупки" полезной, не согласились с выводами относительно Ульяновской области.

Как минимум в 10 российских регионах выявлены признаки картельных сговоров при организации социального питания – об этом рассказал журналистам руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки», депутат Государственной думы Антон Гетта. Парламентарий озвучил пять из них – Пермский край, Свердловская, Псковская, Ульяновская и Волгоградская области, о других пяти умолчал – сейчас в этих регионах идут проверки, «чтобы никого не спугнуть». ОНФ анализировала деятельность 51 компании и их контракты на сумму более 25 миллиардов рублей.

Антон Гетта

В Ульяновской области, по мнению Гетты, организатором картеля стала Ассоциация операторов социального питания. По словам представителей ФАС в Ульяновской области при заключении контрактов на социальное питание не происходит конкурентного снижения цены на 20-40%, что является косвенным признаком сговора поставщиковмуслуг...

Необходимо отметить, что Ульяновская область до последнего времени считалась передовиком в организации социального питания. О новых эффективных подходах к контролю за качеством и ценой, внедряемых в регионе, неоднократно положительно высказывались эксперты федерального уровня. Их мнение не изменилось, по словам вице-президента Союза профсоюзов России, председателя рабочей группы Ассоциации «ЦФО» по вопросам развития системы внутренней продовольственной помощи, члена рабочей группы «Единой Россия» по продовольственной безопасности и независимости РФ Андрея Плышевского, родина Ильича – это «один из немногих субъектов, где принят соответствующий закон о социальном питании, при этом во главу угла поставлены не желание бюджетов сэкономить, а, в первую очередь, обеспечение качественным питанием учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения».

Андрей Плышевский

Раскритикованная Геттой Ассоциация операторов социального питания является одной из самых успешных профильных саморегулируемых организаций в стране, обеспечивающей высокие отраслевые стандарты. Неужели вышеперечисленные успехи оказались фикцией?

Комментирует председатель Ассоциации Ростислав Эдварс:

– Мы приветствуем проект ОНФ «За честные закупки», в особенности, внимание "фронтовиков" к сфере общественного питания – в столь ответственном процессе не бывает слишком много контроля. Что касается прозвучавших в наш адрес претензий, то тут имеет место недопонимание методов и подходов, которые мы с коллегами по Ассоциации внедряем на протяжении последних лет. С конкуренцией в регионе все в порядке – всего работает более 20 операторов, из них 9 входят в ассоциацию. Да, некоторые участники рынка давно и прочно занимают свои ниши, можно сказать, имеют специализацию. Но это совсем не значит, что они ни с кем не конкурируют – просто у них достаточно опыта, знаний и ресурсов для того, чтобы доказать, что они наиболее соответствуют конкурсным условиям. Мы активно готовимся к проверке Федеральной антимонопольной службы, готовы предоставить все необходимые документы, объяснить нашу позицию, рассчитываем на понимание, но готовы, если потребуется отстаивать наши права в суде.

Стоимость обедов в школах и детских садах рассчитана исходя из цены продуктов в граммах, являющихся компонентами обеда, с допустимой наценкой на производственные затраты не более 20%. Всю систему ценообразования регулярно проверяют специалисты Контрольно-счетной палаты. Если в ходе торгов цена обеда снижается на 20-40%, то можно точно предположить, что никакой коммерсант себе в убыток работать не будет, значит вместо одних продуктов в обедах будут другие, более дешевые, возможно, некачественные...

Конкурентность рынка социального питания нельзя оценивать по уровню падения стоимости контрактов – в этом убеждена ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, председатель общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Валентина Иванова. Возглавляемый ею университет неоднократно выходил на федеральный уровень с инициативой исключить из порядка определения поставщиков услуги социального питания форму аукциона, в котором все решает только цена. Кому кормить детей, должен определять конкурс, учитывающий профессиональный уровень компаний.

– Нельзя доверять это важное и деликатное дело фирме, образованной два месяца назад просто на основании того, что они предложили меньшую цену, – говорит Валентина Николаевна, – Упрощенное понимание свободы рынка и конкуренции здесь не подходит. В Ульяновской области это понимают, потому и создали, на мой взгляд, очень эффективную систему. Считаю, что она совершенно неоправданно попала в доклад ОНФ, хотя само по себе начинание Фронта очень полезное и многообещающее.

По словам Ростислава Эдварса, он уже обратился в федеральный штаб ОНФ по всем доступным каналам с просьбой изучить и проверить опыт ассоциации:

– Уверен, все вопросы будут сняты. Полагаю также, чтонаши наработки пригодятся ОНФ в их дальнейшей работе по контролю над сферой социального питания. Мы бы хотели, что нас выслушали, прежде, чем заносили в "черный список". Мы будем стремиться к диалогу с экспертами ОНФ, объяснять и доказывать свою точку зрения.

Антон Степанов.