Бесплатная медицина - мы так к ней привыкли, сформировался стереотип: при малейшем недомогании вспоминается только номер «03», хотя при каждой поликлинике имеется круглосуточно функционирующее отделение неотложной помощи. Для многих заветный номер – на уровне инстинкта. Это – признак глубокого доверия. Новый звонок - очередной вызов.

«Пьяные звонки»

Вызовов, проверяющих на профессионализм, хладнокровие, терпение и самоотверженность, в работе специалистов «Скорой помощи» больше, чем достаточно. Своими историями делятся поначалу неохотно (скорее, от усталости), но потом слово за слово, раскрываются, вспоминают свои вызовы…

«Каждая поездка совершенно непредсказуема – по адресу может ждать всё, что угодно. Вплоть до проявлений агрессии, нападения. Помню, однажды, выносим на носилках парня из квартиры девятиэтажного дома. Девятиэтажки – самые неудобные для нас дома. Максимальная высота и всего один лифт, и тот обычный, а не грузовой. Поэтому лежачего больного приходиться спускать по ступенькам. Вдруг из темноты пьяный голос: «Вы куда моего брата тащите?». И тут же на меня посыпались удары – я к нему ближе всех оказался. Неизвестный меня лупит, его дружки присоединяются, все орут. А у меня руки заняты защититься не могу. Девчонки- фельдшеры в полицию позвонили. Друзья пациента решили, что мы их брата и друга выкрасть хотим, и как давай его спасать. У меня потом челюсть здорово болела …».

«Пьяные» звонки – это потеря времени для больного, нуждающегося в помощи. Напился человек, хочется ему продолжения банкета, что делать? В полицию нельзя звонить – заберут. Пожарным тоже – за ложный вызов накажут. А в «Скорую» можно хоть десять раз за ночь – обязаны ехать.

Почему «опаздывает» «Скорая»

Время прибытия бригады скорой помощи по адресу звонившего – это главный вопрос, который и становится причиной большинства претензий и недопонимания. У людей в голове засела громко озвученная цифра «20 минут», и они на нее четко ориентируются. Многие даже засекают время и высказывают недовольство за 2-3минутное «опоздание».

- Статистический норматив времени ожидания для экстренного вызова составляет 20 минут. В реальности время ожидания может быть больше или меньше. Приоритетными вызовами считаются те, где речь идет о реальной угрозе жизни (пожар, ДТП, взрывы, огнестрельные и ножевые ранения, обширные термические травмы, ампутация конечностей, множественные ( сочетанные травмы), роды, кровотечения, судороги, отравления, без сознания,) Например, если поступает вызов об аварии или несчастном случае, а параллельно с ним – звонок о боли в животе, температуре или алкогольном отравлении, то диспетчер оперативного отдела передаст бригаде первый вызов. В зависимости от состояния больного транспортировка производится в дежурный стационар, даже если он на другом конце города. Например, если нейрохирургическое отделение дежурит в левобережье, а больной находится в Дальнем Засвияжье, то – везём туда, но при тяжёлом состоянии – в ближайшее медицинское учреждение с отделением реанимации.

Безусловно, бывает такое, что за звонком с совсем пустячными на первый взгляд симптомами таится серьезная угроза. Опытный медицинский работник знает – если пациент обращается в возрасте от 40 до 50 лет и жалуется на тяжесть в груди, немеющие руки или непроходящую изжогу, то медлить нельзя – счёт идет на минуты.

«Мужчина, лет 45-ти, на вид совершенно здоров. – Доктор, руки ломит, спасу нет. –А в груди болит? – Ну, немного жжет. Кардиограмму снимаю, инфаркт, оказываю помощь – состояние улучшилась. Тут как раз кардиологи подоспели, снимают кардиограмму – в норме. Спасли!

Проверка на дорогах. На совесть.

Еще одна причина, по которой случаются задержки – пробки плюс нежелание водителей пропускать машины «Скорой». Раньше с этим совсем беда была – водители просто были не приучены. Потом государство поднадавило штрафами и рейдами, присовестила публикациями в СМИ – стало полегче. Но, к сожалению, не на всех, порой люди будто отключают сочувствие и здравый смыл .

«Однажды мы везли экстренного пациента, пострадавшего в ДТП под Карлинским. Попали в пробку, включили все, что можно – световые сигналы, звуковые, шофер в клаксон давит. Не пропускают. А один даже будто специально нишу, в которую мы проскользнуть хотели, закрыл. Водитель маневрирует, гонит. Расчетное время прибытия в ГУЗ УОКЦСВМП им.заслуженного врача Е.М.Чучкалова было – 20 минут. Только каким-то чудом и благодаря отчаянному мастерству водителя добрались вовремя и спасли человеку жизнь...».

Конечно, нельзя всех автолюбителей под одну гребенку – встречаются и супер-ответственные товарищи. Даже слишком. Как-то в вечернее время «Скорая» подъехала к подъезду многоэтажки. Двор, как водится, полностью заставлен машинами, не разъехаться. Вызов был продолжительный, минут на 40. Некоторое время спустя водитель обратил внимание на иномарку, которая уже долго стояла прямо за ним. Проехать надо, что ли? – Ну да, надо. – А что не дашь знать то? Я бы выехал со двора, пропустил бы, обратно заехал. – Да ничего, подожду, у вас же дело важное!

Основа автопарка –добрые «уазики». Есть четыре современных вэна, которые всем хороши, кроме одного – иногда не могут в узкие придомовые проезды втиснуться. Приходится останавливаться рядом с домом, а не около подъезда и нести пациента на носилках до автомобиля .

Бывает обидно даже им

Как говорится, если не ждешь, то не разочаруешься. Поэтому и к проявлениям неблагодарности относятся спокойно, будто и нет ее вовсе. Хуже всего, когда неблагодарность соединяется с неадекватным поведением – вот тогда наступает реальная нервотрепка, которая не только обижает и выматывает, но и просто вредит.

«Вызов в кафе», которое в центре – там гуляла приличная компания, по-моему, корпоративный вечер был, одному из гостей стало плохо с сердцем. Приезжаем – а там все бурлит, ажиотаж, народ на нервах. С первых минут начальница стала мешать нам работать, обвиняла в нерасторопности, в непрофессионализме, и своим поведением заводила других. Благо, среди них был один разумный человек – повысил на нее голос, вроде успокоилась. Этой начальнице показалось, что бригада пьяна – и она снова в истерику: «Вы не только безрукие, вы еще и пьяные! Я на вас напишу, я на вас заявлю, вас посадят. Кое как больного мы оттуда увезли. А после этого сразу поехали освидетельствоваться в областной наркологический диспансер – она таки позвонила и нажаловалась, что мы все были пьяные. И вместо того, чтобы оказывать помощь пациентам, мы двумя бригадами уехали доказывать, что были трезвы».

Опасные капризы

За сутки служба Скорой помощи города Ульяновска порой обслуживает более тысячи вызовов. На бригаду приходится до 25 вызовов. Большинства старается работать на полторы ставки – получается сутки через двое. Смена – 24 часа.

Много врачей с огромным опытом работы, настоящих мастеров своего дела – Геннадий Петрович Корнилаев, Андрей Владимирович Смирнов, Светлана Евгеньевна Егорова, Александр Романович Исаев, Анатолий Борисович Масяев и др.

Одно из самых важных требований к сотруднику «Скорой» - быть не только хорошим диагностом, но и хорошим психологом, суметь убедить пациента принять правильное решение.

А капризов хватает с лихвой, особенно в исполнении пожилых людей.

- Я сейчас с вами не поеду, я потом, если поплохеет, еще раз вас вызову!

- А в какую вы больницу меня повезете? Нет, в эту не поеду, мне она не нравится!

- Не поеду, не просите, у меня кошку кормить некому!

- Не поеду, потому что погода плохая!

Очень жаль, что такие пациенты не подозревают, что своими капризами усугубляют своё собственное состояние и затрудняют работу скорой помощи.

До комка в горле

Бабушки и дедушки, конечно, основные «потребители услуг» «Скорой помощи». Пик обращений приходится на 7-8 часов утра для измерения артериального давления после сна. И не только потому, что проблем со здоровьем много. Иногда им просто скучно.

«Жил у нас в Засвияжье дедушка, почти все бригады его знали. Регулярно, раз в неделю он вызывал «Скорую». К приезду готовил себе чай. Бригада придет, он себе чаю нальет, сидит, пьет, разговоры разговаривает. Выскажет все, что накипело-наболело. – Дедуль, ну мы пойдем? – Идите с Богом. А была еще бабуля, у нее другая причуда – она бригаду вызывала под утро . Старики ведь рано ложатся, и встают тоже рано. Вот она проснется часа в четыре, ее скука одолеет – звонит. Что болит? Все болит. А на самом деле просто поговорить человек хочет…»

«Был один вызов – как сейчас помню, 9 апреля, за месяц до празднования 70-летия Победы. Приезжаем – дедушка на кухне сидит, старый совсем, скрюченный. Начинаем спрашивать – а он не отвечает, мычит что-то, показывает куда-то в сторону. Мы понять не можем, в чем дело. Тут сын его нам и объясняет: «Он свой китель с орденами вам показать хочет. Он танкист, Курскую дугу прошел…». При этом деду реально плохо, он прям умирает. Еле его усадили, сказали, что потом ордена посмотрим. Оказывается, у него на фоне давления отек легких произошел. Реанимацию срочно вызвали, полечили деда, полегчало ему. Говорю: «Повезло тебе, мы вовремя приехали – а так бы 70 лет победы не отпраздновал». Ордена, конечно, потом посмотрели вместе. Настоящие, боевые, не после войны полученные, а на фронте. Он показывает, гордится, посветлел даже, прибодрился. До сих пор как вспоминаю – комок в горле. Ему важнее было нам свой китель показать, чем жизнь свою спасать».

Эти дети

Еще одна категория – это «детские» вызовы. Все мы родители и детей порой жалко до слёз, о детских травмах разговор особый.

«Для меня «детские» вызовы – это всегда какое-то ощущение страха, опасности. Страдания всегда тяжело наблюдать, а детские – во много раз тяжелее. Энергии в них много, а мыслей совсем мало, беспомощные же совсем. И от этого в беду порой попадают: москитные сетки (никогда не забуду, как одну девочку после такого падения спасали), перевёрнутые кастрюли с кипятком (иной раз смотришь и не поймешь, как умудрились. Двое малышей, год и два года, перевернули газплиту (!!!) – когда мы приехали, она стаяла на ребре и не падала только потому, что ее шланг газовый держал. А они лежат на диване, плачут от боли), петарды, пожары.

При виде детских страданий всю боль пропускаем через себя, а детские смерти переживаем всем коллективом.

Сами себе врачи

Работники «Скорой» подмечают: народ стал очень «грамотный», залечивают себя до изнеможения. А уж если бабушка открыла для себя интернет – то пиши пропало. Такая сразу же становится диагностом для всего двора. Увы, иногда подобные рекомендации приводят к печальным последствиям.

«Бабуля без сознания, в коме. Откачиваем ее, начинаем спрашивать. Оказывается, у соседки диабет, и глюкометр есть. Вот она сердобольная нашей и померяла сахар. А забыла, что мерять нужно с утра и натощак. Глюкометр и показал «семерку». Тебе, говорит, метонил нужно пить и сахар не есть. А в аптеках у нас большинство лекарств без рецепта можно купить, что тоже не совсем хорошо. Вот бабуля и давай себе сахар понижать. Месяц «лечилась». Понизила аж до комы. А вот еще один случай: приезжаем, бабуле плохо. Бабуля, какие лекарства пьешь? – Вот те и те. – А кто назначил? – Да никто, это деда моего. Он помер, а лекарство дорогое, хорошее. Не выкидывать же – вот и пью. А там сильнодействующее средство для инфарктников, которое бабушке ну совсем ни к чему».

Историй, связанных со «Скорой» – не переслушать. Практически за каждой – человеческая судьба. Иногда комичная, иногда трагичная, порой в виде злого фарса. Но чаще всего очень обычная, простая, даже банальная. В этом, наверное, и есть главная сила и основное предназначение этих замечательных людей – как можно быстрее оказаться там, откуда прозвучал крик о помощи. Пусть он даже ложный или неоправданный, эта служба держится на беспрекословном принципе: «Нас вызвали – мы едем».

реклама

фото предоставлено ГУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска"

лицензия № ЛО-73-01-001478 от 28.10.2015г.

выдана Министерством здравоохранения Ульяновской области