О планах по разработке собственного кроссовера, который призван заменить на рынке ульяновские внедорожники, рассказал генеральный директор ООО УАЗ, владелец компании Sollers Вадим Швецов.

Заработав за десятилетия мировую репутацию одного из лучших производителей внедорожников, УАЗ, похоже, будет вынужден от нее отказаться в ближайшие годы. Причина исторически очевидна – прогресс, урбанизация, развитие дорожной сети…

Концепция «рамный автомобиль без понтов, который проедет где угодно» перестала быть привлекательной даже для лесников, во владения которых прокладывают асфальтовые дороги - им тоже хочется комфорта.

В принципе, тенденция по смене стратегии в пользу комфорта для автомобилистов заметна в последних моделях УАЗа. Например, навороченный Патриот, хоть и называется внедорожником, строился явно не для деревень и путешествий исключительно в безлюдной глуши. Новая модель УАЗа - Профи продолжает ту же линию: больше комфорта, меньше брутальности. Эти автомобили вполне уместны в городе. Так для чего их продолжают выпускать рамными внедорожниками? Не по газонам же на них ездить.

Официально сменить историческую стратегию производства руководители предприятия откровенно побаиваются: переход от внедорожника к кроссоверу может стать для бренда фатальным. В 2015 году УАЗ даже запатентовал приблизительный облик своего флагманского кроссовера С-класса с несущим кузовом. Революционный проект получил внутризаводской индекс «УАЗ-3170» и вызвал на заводе всеобщее любопытство, но вскоре говорить о нем прекратили. Автоэксперты сделали вывод, что ульяновские автопроизводители намерены остаться в прошлом, сосредоточившись на выпуске рамных автомобилей.

Однако во время последнего визита в Ульяновск Владимира Путина Вадим Швецов всех удивил заявлением, что «проект 3170» не только продолжает разрабатываться, но и его ждет «хорошая судьба». Впрочем, сделать рисковый шаг в будущее УАЗ не спешит, выпуск кроссовера состоится не раньше, чем через пять лет.

- Наш первоочередной приоритет — создание универсальной грузопассажирской платформы. Генетика бренда — автомобиль на раме. Для нас это ключевой вектор стратегии. Ресурсы у нас ограничены, мы не можем заниматься разработкой всех автомобилей сразу. Поэтому только после завершения этой задачи приступим к кроссоверу, - заявил Вадим Швецов в тот момент, когда еще только ожидал президента Путина на площадке ульяновского наноцентра возле двух релизов Профи, предназначенных для детей и медиков.

Задача перед предприятием стоит сложная: своей платформы для такой модели нет ни у УАЗа, ни у Sollers, разработка с нуля потребует огромных инвестиций. Кто захочет вложиться в этот проект? Швецов надеется на корейский SsangYong (Sollers является дистрибьютором корейской компании в России). Дело, не лишенное риска, но и цель заманчивая: за последний год продажи кроссоверов в России выросли на 25%. И это в кризис!

Графика avtostat-info.com

Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»:

- Для стратегии УАЗа сейчас важны два фактора. Попытки производителя сделать УАЗ более комфортным, сохраняя раму, приводят к тому, что ульяновские автомобили теряют одно из своих главных исторических достоинств – низкую стоимость, а выпускать дорогие автомобили сейчас в России не особенно перспективно, ведь прежде всего растут продажи дешевых кроссоверов с несущим кузовом. Во-вторых, традиционная ниша УАЗа - автомобили для бездорожья, отдаленных территорий - с каждым годом сужается. Эту проблему нельзя просто не замечать, речь идет о выживании предприятия. Думаю, любое решение будет рисковым. Изменив генетику бренда и отказавшись от рамы, УАЗ перестанет быть узнаваемым, всеми любимым неприхотливым трудягой. Он встанет в один ряд с бесчисленными кроссоверами от всех мировых производителей и вступит в соревнование в поиске преимуществ, которые позволят обыграть серьезные японские, немецкие и американские бренды на их поле.

Компьютерные модели УАЗ-кроссовера взяты с http://auto62rus.ru, http://auto-nowosti.ru, http://m1r.su и АвтоМайл.ру.

Все они являются плодом воображения дизайнеров и, по словам руководителя пресс-службы УАЗа Константина Сазонова, не имеют никакого отношения к реальному проекту 3170. Чертежи и наброски внешнего вида будущего кроссовера являются коммерческой тайной, которую на УАЗе намерены сохранить до 2020 года, когда запланирован выпуск революционной модели.

Справка 73онлайн

Ульяновский автомобильный завод основан в июле 1941 года. В октябре на мощности предприятия эвакуировали сотрудников и оборудование московского завода ЗИС.

Входит в автомобильный холдинг «Соллерс», которому принадлежит контрольный пакет (67.77%) акций. Возглавляет и холдинг, и завод Вадим Швецов.

На предприятии работают около 11 тысяч человек. В 2016 году средняя зарплата составила 28 тысяч рублей. В то же время на заводе прошли массовые сокращения, вызвавшие акции протеста.

Самым неудачным за последнее десятилетие для завода стал 2013 год, который УАЗ закончил с убытком в 1 млрд рублей. С тех пор оборот компании ежегодно растет (с 2014 по 2015 год на 8 млрд — с 23 до 31 млрд рублей), но прибыль «плавает». В 2015 году, согласно рейтингу АЕБ, УАЗ занял 11 из 63 позиций по объему продаж новых автомобилей в России. Его оборот тогда составил 27,1 млрд. руб. Чистая прибыль упала в 1,8 раза (с 3,4 млрд до 1,8 млрд рублей). Какова чистая прибыль за 2016 год, не сообщается, но «Соллерс» закрыл с год с падением почти в 2 раза (до 1,6 млрд рублей по МСФО).

2017 год может стать еще более неудачным. В июле УАЗ отозвал 150 тыс автомобилей из-за возможных проблем с тормозами и электрикой. В какую сумму это обойдется, еще предстоит подсчитать. Будущее предприятия во многом зависит от новой модели УАЗ Профи, выпуск которой завод начал в сентябре.