Похоже, ульяновская областная прокуратура получила основания с пессимизмом смотреть на состояние дел в экономике губернии и для того, чтобы не допустить волны кризиса и банкротств в сфере долевого строительства, выступила с законодательными инициативами. Областной парламент принял сразу два законопроекта о защите интересов дольщиков, внесенных надзорным ведомством. Один из их авторов, старший помощник областного прокурора Эдуард Щербатов подробно объяснил, что именно предлагает прокуратура.

- Зачем нужны законы для защиты прав участников долевого строительства?

Количество проблем в части долевого строительства растет и, скорее всего, продолжит нарастать. Чем сложнее экономические условия, тем больше застройщиков не справляется с обязательствами. Случаются и просто мошенники. Вспомнить, например, печально знаменитую компанию «Капстрой», которая 404 квартиры продала 896 дольщикам. Как реагировать государству, когда такое происходит? Люди просят финансовой помощи, но разве тот, кто не является дольщиком «Капстроя», захочет, чтобы обманутым гражданам платили из его налогов? Так можно и до помощи проигравшим в казино дойти, ведь дольщики «Капстроя» тоже, по сути, играли в рулетку.

- Что предлагает прокуратура?

В законах мы прописываем различные меры поддержки дольщиков, от информационной до методической - население у нас, к сожалению, законодательно малограмотное. Но главное, мы предлагаем сформировать правовой механизм вмешательства государства. Теперь власть может получить право отстранить застройщика-банкрота и предложить закончить объект другой компании. Понятно, что ее надо заинтересовать. Поэтому вводится официальный статус «особо значимого инвестиционного проекта» или «особо значимого жилищного строительства». Приняв на себя обязательства, новый застройщик получает право на государственные преференции - налоговые льготы или внеконкурсную аренду земельных участков. С одной стороны, бюджет не придется расходовать на решение проблем дольщиков, а с другой чиновники получают предмет для переговоров. Естественно, многое будет зависеть от добросовестности работников исполнительной власти, а вот за этим проследим мы с коллегами из других силовых ведомств.

- Работают ли подобные механизмы в других регионах?

Работают, и уже давно. Федеральные законы для всех одинаковы, поэтому меры по выходу из проблемных ситуаций разнообразием не отличаются, в преференции прописывается максимум, возможный по закону: те самые налоговые льготы и внеконкурсная аренда земли. Подобные законы приняты у соседей – в Татарстане и Самарской области, а еще в Ленинградской, Ростовской, Новосибирской, Саратовской, Нижегородской и Кировской областях. Оценить эффективность мер по защите дольщиков пока, в общем, затруднительно, поскольку они в различных регионах разнятся. Где реального желания решить проблему нет, и чиновники предлагают коммерсантам в преференцию никому не нужную землю на окраине, правовой механизм не срабатывает. Там, где исполнительная власть действительно заинтересована решать проблемы дольщиков, механизм может показывать чудеса, «разруливая» очень сложные ситуации.

Справка 73онлайн

На территории Ульяновской области с привлечением средств дольщиков возводится 156 объектов.Количество проблемных объектов увеличивается - в 2015 году только 1, в 2017 уже 7. 3 застройщика признаны банкротами. Выявлен еще 21 объект в зоне риска - сроки ввода в эксплуатацию неоднократно продлевались. Количество дольщиков, чьи права нарушены, по данным Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области - 1182. С учетом вновь выявленных объектов, их число может возрасти до 2264.