Ульяновск – в центре внимания крупнейших финансовых институтов страны. Здесь реализуются пилотные проекты и долгосрочные программы не только в интересах города и области, но и всей страны. Банки сражаются за доли рынка и влияние в регионе. Об этом рассказал в эксклюзивном интервью 73online.ru первый заместитель председателя правления Бинбанка Петр Морсин.

Вложения в будущее

- Петр Петрович, в мае Бинбанк запустил уникальный во многом кампусный проект, рассчитанный на студентов. Как Вы оцениваете его старт в Ульяновской области и в целом по стране?

- У нас в «промышленной эксплуатации» уже десять кампусных проектов. Десять российских вузов со всеми филиалами охвачено. Еще десять проектов, что называется, законтрактованы, мы их запускаем. Вся эта работа ориентирована на наше молодое поколение. На тех, кто завтра станет специалистом, профессионалом, возможно, нашим клиентом. Мы немного отошли от стандартов, когда банк просто перечисляет стипендии либо зарплаты работникам вузов, а сделали своего рода цифровую экосистему. Банковская карточка является физическим ключом доступа в помещения университета – предоставляем вузам так называемые СКУД-системы контроля доступа, организуя, тем самым, систему безопасности. Кроме того, карта Бинбанка открывает доступ и в цифровую инфраструктуру вуза. Это уже не просто современный тренд, а требование реальности, чтобы у студентов были электронные зачетки, электронные читательские билеты, возможность расплачиваться за образовательные услуги. Многие вузы с нашей помощью делают мобильные приложения, через которые идет информирование о расписании или мероприятиях. И мы видим, что имеем очень хорошую рыночную позицию, потому что наш продукт – комплексный. Сегодня уже можно говорить именно о цифровом кампусе. Мы - универсальный банк, который работает со всеми клиентскими сегментами, но понимаем, что долгое время у банковского сообщества была недоработка – слабый акцент на работе с подрастающим поколением. Время проходит быстро. Важно уже сегодня в наших банковских продуктах и процессах учитывать интересы и потребности юношей и девушек, которые в ближайшее время станут полноценными, финансово самодостаточными, дееспособными гражданами.

- В этом отношении, похоже, БИНБАНК пошел еще дальше. Работает проект «Юниор», рассчитанный вообще на детей.

- Это еще более интересный проект, точно ориентированный на самое современное, передовое поколение – на школьников и их родителей. Родители современных школьников – это тоже по большей части молодое поколение нашей страны. Для них создан такой цифровой мини-кампус, внедренный в большом количестве школ по всей стране. Практически в каждом субъекте федерации есть школы, работающие с нами в таком формате. Как и в вузах, помогаем обеспечить базовые потребности физической безопасности. Есть настраиваемый функционал. Например, когда школьник проходит систему доступа, родители получают об этом смс. Плюс оплата питания, электронный читательский билет – все эти функции можно предусмотреть.

Новинки для тех, кто в возрасте

- Но все же и старшее поколение должно быть интересно банкам – кто, как не они относятся к средствам наиболее внимательно.

- Конечно, пенсионеры для российских банков – одна из наиболее важных категорий клиентов, потому что одна из основных наших функций – сберегать, помогать населению накапливать средства. И те, кто в возрасте – это, собственно, наиболее склонные к накоплениям граждане. У БИНБАНКА фокус на работу с этой категорией. Мы вообще считаем, что необходим элемент социальной ответственности – проще говоря – повышенная процентная ставка по вкладам. Мы это делали, делаем и будем делать. Кроме того, запускаем интересные пилотные проекты. Допустим, не так давно мы открыли новый проект по «консьерж-сервису» (консультации) для пенсионеров. Важно, что консультируем пенсионеров не только по вопросам, связанным с финансами, а по широкому спектру проблем, которые могут интересовать их в жизни. Буквально сегодня на одном из федеральных ресурсов появилась новость, что БИНБАНК зафиксировал рекордный показатель по востребованности новой услуги. Сейчас она только в ЦФО «пропилотирована», но масштабируем ее на всю страну. Продукт интересный, спрос есть, но мы не считаем, что должны на этом продукте зарабатывать. Это сопутствующий, дополнительный сервис. Принято решение достаточно оперативно транслировать консьерж-сервис по всей региональной сети.

Ставки падают

- И все же, людей в возрасте интересует, наверное, в первую очередь именно сбережение средств. Насколько актуальны сейчас вклады? Ведь ключевая ставка снижается – соответственно, падают и проценты по депозитам. Сейчас - время для частных инвестиций или оно уже ушло?

- Всегда есть время для частных инвестиций. Накопления для любого разумного клиента всегда очень важны. Независимо от уровня дохода. У пенсионеров он невысок, мы это понимаем. Но у старшего поколения есть более выраженная склонность к накоплениям. И мы готовы в этом помочь.

- Но вот многим не хочется откладывать – нужно все и сразу. Как ведут себя заемщики? Кредиты пользуются спросом?

- Знаете, сейчас такая ситуация, когда проценты и по вкладам, и по кредитам возвращаются к нормальным уровням, если так можно говорить. Конечно, сложно рассуждать, какой должна быть норма, но мы точно понимаем, что ставки под 20% годовых – это аномалия. Да, мы наблюдаем тренд снижения процентных ставок, но видим, что нет какого-то резкого падения. Регулятор уменьшает шаг – уже до четверти процента при разовом решении. С одной стороны, это очевидно меньшая доходность для вкладчиков, но она и не аномально низка – мы знаем, какие проценты предлагают в других странах. Но и это очень хороший сигнал для заемщиков – как для крупных предприятий или компаний малого и среднего бизнеса, так и для населения. Когда банки начинают выдавать кредиты, экономика начинает развиваться. На кредиты спрос есть. Особенно в сегменте ипотечного кредитования. Это вообще локомотив развития кредитования населения. В объемах - это основной драйвер. Как только происходит снижение ставки – идет оживление спроса. Те, кто видел сложности заемщиков, получавших ипотеку в валюте, понимают, что самая правильная позиция – все-таки получать кредит в рублях. Ставка в национальной валюте при ипотечном кредитовании резко снижается. И это тоже очень хороший сигнал для рынка. Что касается малого и среднего бизнеса – для предпринимателей работают очень интересные программы господдержки и это тоже ведет к увеличению спроса. Сейчас БИНБАНК – один из крупнейших в России по количеству активных клиентов в сфере малого и среднего бизнеса. Мы видим и увеличение объемов выдачи кредитов, и одновременно, рост размещения на счетах временно свободных средств.

- В БИНБАНКЕ Вы, в том числе, отвечаете и за блок IT. Современный банкинг без цифровых технологий не представить. Какие тренды сейчас в этом отношении наиболее выражены?

- Цифровизация. Уход в digital всего, что можно использовать с помощью компьютеров, мобильных приложений, интернета. Мы этот тренд чувствуем и видим, насколько растет спрос на установку нашего мобильного приложения по количеству скачиваний, как активно прирастаем клиентами, предпочитающими дистанционное обслуживание.

- В то же время банковские офисы, кажется уже оцифрованы донельзя. Или есть, к чему стремиться?

- Мы обновляем формат нашего типового отделения непрерывно, потому что технологии меняются очень быстро. Мы понимаем, что сейчас больше спрос на дистанционную форму работы с банком – банкоматы, информационно-платежные терминалы являются ее частью. Поэтому в офисах располагаем больше техники, предоставляем точки доступа в Интернет, в том числе, в целях банковского обслуживания. Клиенту важно, чтобы в отделении банка был wifi. Чтобы в отделении были планшеты и возможность выйти в интернет-банк. Значит, этот функционал должен быть обязательно.

Узнают в лицо

- Если говорить о трендах, не могу не спросить о движении в сторону консолидации, укрупнения в банковском секторе. Какой эффект дала интеграция нескольких кредитных учреждений под единым брендом Бинбанка?

- Интеграцию мы завершили. Объединили 11 кредитных учреждений. Сейчас работает якорный Бинбанк и дочерний — Бинбанк Диджитал. Сейчас на финишной прямой технологическая интеграция с экс-МДМ-Банком. То есть, юридически бизнес уже присоединен. Остался один технологический контур, который мы завершим буквально до 1 сентября. Это по своим масштабам уникальный для России проект, я вас уверяю. Сегодня мы входим по большинству позиций в ТОП-10 крупнейших российских банков. Узнаваемость бренда сейчас одна из наиболее высоких в России. В Ульяновске Бинбанк всегда объективно был на слуху, но теперь мы синергетически усилили позиции и во многих других субъектах федерации. В Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке.

- Сильные игроки рынка, как правило, чаще всего сталкиваются с проявлениями недобросовестной конкуренции. Похоже, сейчас ее всплеск. Чувствуете негатив?

- Да, негативные информационные вбросы, к сожалению, имеют место быть. И мы видим, что клиенты относятся к этому с пониманием. Однако к большим системам всегда очень пристальное внимание, на них лежит большая ответственность. И мы эту ответственность перед партнерами и клиентами хорошо понимаем и ощущаем. Сегодня банковская система в целом довольно устойчива, а значит любые сложности и кризисы — вполне преодолимы.

На правах рекламы.