Информация о приобретении программно-технического комплекса для центра обработки вызовов системы 112 опубликована на сайте госзакупок. В роли заказчика выступает «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области». Деньги на приобретение оборудования (28,8 млн руб.) выделяются из областного бюджета.

Главный плюс нового оборудования в том, что оно позволит автоматически передавать информацию о происшествиях профильным службам, а жителям региона нужно будет звонить только на один номер, а не обзванивать, например, в случае ДТП, по очереди полицию, «скорую» и т.д.

Сейчас жители Ульяновской области могут вызывать по номеру «112» не только пожарных, но и другие спецслужбы: полицию, «скорую», газовую службу и т.д. Но работа номера 112 завязана на диспетчере, который, поняв суть проблемы, передает информацию врачам или пожарным. А если в ликвидации последствий ЧП необходима помощь нескольких ведомств, оповещает их всех «вручную». При этом диспетчер сейчас выступает в роли работника коммутатора и, передав информацию, например, в скорую помощь, не может отследить результат выезда бригады врачей к пациенту.

Новое оборудование, в свою очередь, позволит автоматически передавать информацию о происшествии сразу нескольким ведомствам и отслеживать результат ликвидации происшествия. В систему будут интегрированы все диспетчерские службы Ульяновской области. Если говорить упрощённо, то со временем служба «112» заработает в том же режиме, что и американский телефон спасения «911».

Предположим, что на трассе произошла серьезная авария с участием бензовоза, и как следствие – разливом топлива. Человеку, который стал свидетелем происшествия, уже не нужно будет думать, куда обратиться, в какую службу звонить и вспоминать номер. Он набирает «112», диспетчер автоматически определяет его координаты, получает первичную информацию, заводит некую карточку происшествия и, условно говоря, одним нажатием кнопки за доли секунды автоматически делает рассылку с информацией пожарным, медицине катастроф, ГИБДД и т. д. Затем представители всех этих ведомств выезжают на место. При этом диспетчер отслеживает ликвидацию данного ЧП. Таким образом, вызов всех спецслужб по одному и тому же номеру позволит сделать их работу более централизованной, а значит – более эффективной и оперативной. А чем быстрее спасатели приедут на помощь людям, тем больше шансов достичь благополучного исхода и избежать жертв.

Несмотря на запуск системы «112», привычные номера экстренных служб («01», «02», «03» и т.д.) продолжат свою работу еще в течение нескольких лет. Они будут «закрыты» только после того, как население привыкнет обращаться за помощью по единому номеру.

При идеальном раскладе система новой единой службы «112» со временем должна охватить всю Россию. Возможно, со временем на тот же номер переведут и диспетчеров аварийных коммунальных служб.

Итоги аукциона на закупку оборудования будут подведены 3 августа. Планируется, что при благополучном раскладе система «112» заработает в Ульяновске к концу года, а по области – в течение 2018 года.

Валерия Казакова