Экономический кризис сказался на продаже крупных ульяновских торговых центров и других объектов коммерческой недвижимости. Многие здания вынужденно «падают» в цене, поскольку владельцы годами не могут сбыть их с рук. Но это не ускоряет дела.

Объявление о продаже ТЦ «Альянс Центральный» (пер. Комсомольский, 22), принадлежащего известному ульяновскому бизнесмену Сергею Куркову (ГК«Универсалстрой»), опубликовали на портале zdanie.info в январе 2014 года. Но даже снижение цены (минус 120 млн рублей за четыре месяца в 2017-м) не привлекло покупателей.

– Этот объект мы неоднократно выставляли на продажу, снимали, цена менялась, – пояснила представитель собственника Людмила Ефимова. – Сегодня, как многие знают, ситуация с продажей недвижимости сложная. Рыночная цена здания, учитывая его себестоимость и площадь свыше 7 тыс. кв. м, не низкая. Этовызывает сложности: необходим платёжеспособный покупатель. А таких в России сейчас, к сожалению, единицы.

Существенно подешевел ТК «Центральный» на «дамбе». Объект выставлен на продажу в феврале 2017-го, но за четыре месяца цену снизили на 90 млн –изначально за комплекс просили 390 млн рублей. Продавец – ООО «Центральный рынок», учредителями которого являются Арина Канокова и московское ООО «Проектплюс».

Встречаются и те, кто не намерен уступать в цене. Бизнес-центр «Аврора» на ул. Спасской выставляется с апреля 2013 года. С марта 2016-го стоимость не менялась – 156,2 млн рублей.

– Сложности с продажей характерны не только для коммерческой недвижимости, но и для квартир, дач и т.п., – пояснил эксперт ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын. – Продавец оценивает актив выше рыночной цены, поскольку верит, что сможет получить доход. Как в вестернах, где какая-нибудь семья не желает отдавать ранчо, потому что надеется, что рядом пройдёт железная дорога и будет построен новый город. Покупатели не верят в перспективы объекта, считают, что на рынке присутствует много эквивалентных по более низкой цене. При этом у продавца нет острой нужды в деньгах, он может ждать, пока появится тот редкий (но не невероятный) покупатель, который согласится на сделку.

Изучая рынок

– Есть и специфические причины, обусловленные текущей экономической ситуацией, – разъясняет Леонид Делицын. – Денег стало меньше, спрос сжался. В случае офисных помещений игроки рынка измеряют и прогнозируют спрос и оценивают объекты, исходя из прогнозов. Владелец площадей, которые сдаются в аренду, рассчитывает приблизительно на 10% годовых, то есть надеется на окупаемость в течение 8-10 лет. Если покупатель считает, что объект за этот срок не окупится, то не будет его приобретать. Наконец, около 25% объектов выставляются на продажу просто с целью тестировать спрос –собственник предпочитает чувствовать рынок, а не читать о нём в маркетинговых отчётах.

Как пример – ГК «Герасимовъ» с 2014 года периодически выставляет на продажу офисный комплекс на ул. Спасская, 3 площадью 3,7 тыс. кв. м. Стоимость объекта – 300 млн рублей.

– Недавно объект был вновь выставлен на сайте объявлений. Цена на него менялась, – пояснил руководитель отдела аренды ГК «Герасимовъ» Максим Коносевич. – Не все объявления о продаже размещаются с целью продажи. Есть еще понятие изучения спроса. Это здание – не единственное. У нас ряд объектов, которые мы сдаем в аренду и параллельно изучаем спрос. Если спрос высокий, то надо пересматривать арендную ставку. В случае низкого спросаставка снижается.

Специалисты уверены, что время для продажи коммерческой недвижимости сейчас не самое удачное:

– Учитывая экономический уровень региона, наличие невостребованных объектов коммерческой недвижимости, это норма, – прокомментировал ситуацию директор ООО «Магазин новостроек» Евгений Курзин. – В совокупности с кризисом эти объекты и бизнесы становятся менее привлекательными. Не всегда дело в цене площадей, вопрос в их рентабельности. Это как карточный домик – кризис положил на лопатки все слои населения и бизнеса. Поэтому нерентабельный бизнес и коммерция могут продаваться годами даже по низкой цене.

В обмен на машину

Достаточно плохо «уходят» на рынке и объекты ресторанного бизнеса. Харчевня «Аракс» продается с 2015 года – как тогда пояснил совладелец кафе Борис Есаян, из-за разлада с партнером. Двухэтажное здание на ул.Ефремова пытались реализовать за 9 млн рублей. Год спустя за кафе просили уже 5 млн – возможно в рассрочку. Сегодня объект готовы отдать в обмен на авто. Правда, с доплатой.

Подешевел и ресторан-клуб «Взлетный» на проспекте Академика Филатова. В феврале 2017-го заведение стоило 8 млн рублей, сейчас – 2,5 млн.

– Продать ресторан в период, когда отсутствует экономический рост, ещё сложнее, поскольку для успешного управления нужны компетенции, которых у рядового покупателя нет, –резюмировал Леонид Делицын. –Спрос на те форматы, перспективы которых оцениваются пессимистически – ниже.

Фото: google.ru

Валерия Казакова