73online.ru уже сообщал о начале сбора подписей в пользу строительства в Ульяновске надземного метро. С 18 июля и на сегодняшний день на сайте в поддержку проекта свои подписи оставили 80 человек. Чтобы вынести вопрос на референдум, необходимо 10 тысяч голосов. Но дело не только в этом.

Автор проекта – бизнесмен из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин – предложил его администрациям 42 российских городов, население которых больше 400 тысяч человек. Отвечая на резонный вопрос о том, где брать средства на строительство линий и станций, Бичурин обмолвился, что реализация проекта вполне может обойтись без привлечения бюджетных средств – за счет частных инвесторов.

– В качестве инвесторов могут выступить владельцы крупных торговых комплексов. В состав станционных комплексов будут интегрированы торговые галереи, доходы от арендной платы будут покрывать затраты на перевозку, – говорит питерский предприниматель. – Затраты будут составлять не более 20 процентов от арендных доходов.

Говорит автор проекта и о том, что арендная плата пойдет, в том числе, и на само строительство веток. В частности, Бичурин апеллирует к компании IKEA, которая, по его словам, готова потратить до миллиарда рублей в каждом городе, чтобы до ее комплексов протянули ветку метро. Кроме того, в числе потенциальных партнеров Ринат Бичурин называет компании, которые занимаются коммерческими пассажирскими перевозками.

С ним, впрочем, не согласны эксперты, в том числе в части «большой прибыли» торговых центров в случае открытия такого метрополитена.

– Скорее всего, обойдется такой проект весьма дорого, и грамотных, достойных инвесторов ну никак не привлечет. Ну, а для того, чтобы проезд был бесплатным, необходимо привлечь серьезных спонсоров. А кто это может быть? Между прочим, этот вид транспорта достаточно дорогой по себестоимости, и бесплатным его сделать просто невозможно. Арендная плата вестибюлей вряд ли покроет затраты, – поясняет экономист, экс-глава Петербургской Контрольно-счетной палаты Герман Шаляпин.

Еще в 2015 году губернатор Сергей Морозов заявлял, что ульяновцы вполне могут рассчитывать на появление в нашем городе магазина IKEA. Однако известно и то, что в долгосрочной стратегии компании значатся лишь города-миллионники либо агломерации с таким же населением. Ульяновск, как мы понимаем, в этот список не входит.

– Уже функционирующих торговых центров всевозможных форматов в настоящее время в Ульяновске – переизбыток, пояснил нашему порталу эксперт в сфере коммерческой недвижимости и строительства Владимир Анисимов из группы компаний «Недвижимость». – И вкладываться в данный проект они не захотят, поскольку и без того находятся в шаговой доступности, и оплачивать ненужную лично им ветку метро нет никакого интереса.

Стоит сказать, что чуть более года тому назад – весной 2016-го – администрация Ульяновска по сути отклонила предложение Бичурина, хотя в пояснительных материалах он соблазнял наши власти ежегодным полуторамиллиардным (в рублях) доходом в казну с налогов от проекта.

Тогда эксперты подсчитали, что в Ульяновске возможно построить 40 километров путей надземного метро с 20-ю станциями. На строительство одного километра путей указывалась расчетная стоимость в 300 миллионов рублей. Окупаемость, как заверял автор проекта, должна была составить два года, а срок самого строительства был обозначен в 4 года.

Год назад городские власти вежливо отказали Бичурину, обещав «подумать над предложением». То же самое ожидало его и в мэриях большинства других городов, которых предприниматель задумал опоясать ветками надземного метро. Поэтому на этот раз он решил прибегнуть к петиции, которая при достаточном количестве голосов будет направлена в Минтранс, Правительство РФ и Президенту.

Петиция вывешена в Интернет 18 июня, и, кроме того, что ее уже подписывают люди, на нее обратили внимание в областном департаменте транспорта.

- Профессиональный комментарий давать пока преждевременно, – сообщил 73online.ru глава департамента Юрий Чибисов. – Мы видели эту информацию и пытаемся разобраться в ситуации. Мы попробовали связаться с инициативной группой, они зарегистрированы в соцсети «ВКонтакте». Там мы разместили все свои телефоны. Но, к сожалению, наши «метростроевцы» молчат, на связь не выходят.

Был у нас проект скоростного трамвая – по нижнему ярусу Президентского моста. По сути, это тоже самое наземное метро, и оно должно было связать Новый город с правым берегом вплоть до аэропорта имени Карамзина. Но проект был отложен в связи с нехваткой средств. Денег нужно было очень много. Ведь помимо прочего, для энергообеспечения необходимо было построить подстанции большой мощности.

По цене тот проект и нынешний (предлагаемый) – примерно одно и то же. Для города это был бы, конечно, однозначный плюс. Но опять же по финансированию, которое весьма немалое, скажу – надо смотреть реально на вещи. Опять же – бесплатный проезд. Я не слышал, чтобы в мировой практике подобные проекты были бесплатными для пассажиров. Тем не менее, надо разговаривать, находить пути решения. И с предполагаемыми инвесторами, и с авторами проекта. Но пока, повторюсь, «метростроевцы» молчат.

К выходу материала Юрий Чибисов перезвонил нам и сообщил, что связался-таки с Ринатом Бичуровым:

– Мне удалось переговорить с зачинателем этой идеи. Сам этот человек позиционирует себя предпринимателем, называет себя экономистом. Но, как я понял, сейчас он выступает просто как социолог, который всего лишь мониторит настроения общества по данной теме. Поэтому, к сожалению, речь об инвесторе для строительства метро в городе Ульяновске не идет.

Фото: sibdepo.ru

Сергей Алешин