Одно из самых заметных назначений последнего времени – решение по областному минкульту, который возглавила педагог Ольга Мезина. Начался второй месяц ее пребывания в должности. Мы опросили экспертов в сфере культуры, что должна сделать министр, чтобы оправдать ожидания работников своей отрасли.

Комментируя назначение Мезиной и озвучивая свои пожелания, ее коллегам не всегда удавалось уйти от сравнительных моментов с прежним руководством министерства. Но делалось это не просто так, а в надежде на то, что прежняя практика подвергнется коррективам, а искусство и культура в нашей области станут еще меньше походить на «бедных родственников» и будут принадлежать народу, а не только функционерам.

Ирина Котова, директор музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»:

– Мы с Ольгой Николаевной, к сожалению, вместе не работали. Я мало ее знаю, хотя мы, естественно, знакомы, и я испытываю к ней большую симпатию. Мне она кажется женщиной очень приятной и настроенной на работу. И еще я хотела бы сказать, что коллеги из многих регионов нам завидуют. Например, отмечают, в какой эффективной связке работают в нашей области культура и образование. Продолжения этой практики я и ожидаю от нового министра культуры. Дай Бог, чтобы у нее все получилось.

Сергей Петров, краевед:

– Я призываю Ольгу Николаевну не кататься, как это делала и продолжает делать Татьяна Ившина, из Франции в Италию, из Италии в Данию, из Дании в Китай, тратя при этом огромные деньги и не отчитываясь за них перед народом. А вместо этого поездить по нашим памятным местам и посмотреть, что там творится. Перечислять такие места можно долго. Взять хоть Языково, где до сих пор не могут восстановить историческую усадьбу, или разрушающийся особняк Перси-Френч в Тереньге. А ведь у нас еще одна структура по этой части создана – Комитет по культурному наследию, но, увы, воз и ныне там. Дальше. Ульяновск, по сути, не имеет нормального концертного зала – с соответствующими акустическими параметрами. Что же делать? Работать по всем направлениям! Мэр Москвы Собянин, к примеру, говорит, что на восстановление культурно-архитектурного наследия тратятся деньги в том числе и спонсоров. У нас их, к сожалению, не привлекают. Было у нас 200-летие со дня рождения Пушкина, так ведь никто даже не пытался привлечь под это дело предпринимателей. А под лежачий камень вода не течет. Так что ничего сверхъестественного от нового министра не требуется, кроме того, чтобы быть ближе к народу и слышать его.

Шарпудин Хаутиев, начальник Управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области:

– Честно говоря, я не люблю давать советов. Никогда и никому. А вот если переформулировать ваш вопрос: «Что бы сделал лично я на месте руководителя областного Минкульта», то ответ выглядел бы следующим образом. В первую очередь я уделил бы внимание кадровой политике. Второе: занялся бы проблемами учреждений культуры региона, особенно это касается учреждений муниципальных. Ну и, наверное, выстроил бы связь с центром – с федеральным Министерством культуры. На мой взгляд, это сегодня самые болевые точки у нас.

Кларина Шадько, актриса ульяновской драмы, Народная артистка России:

– Я бы ожидала, прежде всего, чтобы человек соответствовал месту министра, это очень важно. Это же очень высокий уровень знания состояния культуры и искусства на сегодняшний день в области. Главное – иметь интерес к делу. Вот этого я бы пожелала нашему новому министру – с любопытством, с интересом врубаться в работу. А еще хотелось бы, чтобы новый министр культуры продолжил развивать те позитивные наработки, которые есть, а не отодвинул бы их в сторону. Иногда новые руководители ломают устоявшийся алгоритм работы, и простым работникам культуры от этого больно, потому что работают они, по сути, не столько за зарплаты (они крайне малы), а за свои идеи. Так что желаю Ольге Мезиной проявлять заботу о подчиненных и сохранить то, что они сделали до нее.

Владимир Мельниченко, организатор концертов (Москва):

– Сначала я опишу вам нынешнюю ситуацию с привозом артистов в Ульяновск. Во-первых, звук и свет для местных концертов в настоящее время поставляет Самара, артистов – Йошкар-Ола (концертное агентство ККонцерт). Я не против конкуренции, но дело в том, что нас даже не рассматривают, а мы работали с Ульяновском 20 лет! Был в Ульяновске на 9 мая концерт певицы Варвары. Вопрос: почему мне не позвонили? Я бы привез ее по себестоимости, сэкономив кучу денег – заметьте, бюджетных. По этой же причине не развивают ульяновских специалистов в этом деле. На День города будет то же самое – Самара и Йошкар-Ола. И все это – без какого-либо аукциона. Причина? Прикормили кого-то из здешних чиновников – и стали монополистами. KKонцерт заполонил все площадки. И что интересно – артисты сами не ломят заоблачные цены. К примеру, Газманов согласен был приехать в Ульяновск на День строителя за 900 тысяч рублей, однако в ведомстве прежнего руководителя минкульта Татьяны Ившиной вдруг подписывают бумаги… на 1,6 млн, ушедшие в карман все тех же йошкаролинцев! Что же до Мезиной, то она нас уже собирала, мы обсуждали накопившиеся проблемы. Хочу сказать, что Ольга Николаевна, в отличие от полностью «закрытой» и «зашифрованной» Ившиной, все же вселяет надежду на какие-то подвижки. И поэтому мне бы хотелось, чтобы новый министр обращался к организаторам с опытом и не сорил бюджетными средствами. Такая надежда относительно Мезиной лично у меня есть.

Эдуард Терехов, директор – художественный руководитель ульяновского ТЮЗа «NEBOLSHOY ТЕАТР»:

– Проблем в культурной сфере региона огромное количество, чего скрывать. И поэтому хочется пожелать Ольге Мезиной сил, терпения, и чтобы удача сопутствовала. Желание, по-моему, у нее есть. Звучат мнения, мол, новый министр – не профильный человек. Это не важно, я считаю. Поскольку Ольга Николаевна – опытный управленец. Ведь учреждениями-то руководят профильные люди. У нас немало экспертов, которые помогут сориентироваться по любому вопросу. Главное, чтобы министр слышал подчиненных. Сказать проще, необходимо налаживать тесное взаимодействие со всеми руководителями в регионе. Вот это бы я и посоветовал ей в первую очередь.

Сергей Алешин