Сегодня, 22 марта, на заседании областного парламента со своим отчетом перед депутатами выступил главный полицейский региона Юрий Варченко. Скажем честно, его отчета мы, как и многие другие, ждали с интересом. Особенно после многочисленных кровавых событий с участием несовершеннолетних, с которыми Ульяновск столкнулся в последние годы.

Как известно, генерал Варченко редко появляется в общественной плоскости, никогда не комментирует громкие, резонансные дела, такие, как убийство в парке Матросова или поножовщина на ул. Аблукова. Поэтому было логичным ждать, что именно сегодня глава регионального УМВД прервет молчание и объяснит наконец-то всем, почему Ульяновск превратился в столицу подросткового криминала.

Однако, увы и ах. Никаких ответов на острые вопросы Варченко не дал. Просто потому, что никакие острые вопросы в стенах ЗСО сегодня не звучали. Поразительно, но те же самые народные избранники, которые накануне с пристрастием допрашивали новичка - министра образования и требовали с него конкретных цифр по подростковой преступности и по тому, как школа борется с малолетними бандитами, так вот, эти же самые депутаты сегодня задавали полицейскому Варченко какие угодно (как правило, нелепые) вопросы, кроме тех, которые составляют основу его профессиональной деятельности – борьбу с преступностью и которые очень волнуют всех тех, кто живет в регионе.

Сам Юрий Варченко, который, как мы уже отмечали, своими выходами в общественную плоскость Ульяновск не балует, сегодня выступал перед депутатами с выражением полной отстраненности и всем видом демонстрировал желание подогнать отведенное ему время, ускорить его, сделать так, чтобы его выступление уже наконец-то завершилось. Если вначале выступления генерал-майор еще пытался зачитывать по бумаге доклад так, как он был ему написан, то позднее, подустав, начал скакать по абзацам, выхватывая из них отдельные предложения и нарушая логику документа. Скажем откровенно: чтение давалось генералу нелегко. Он путал слова, ударения, сбивался, прочитывал одну и ту же фразу по три раза, удивлялся прочитанному.

В результате, устав, по-видимому, от непривычной ему и нудной работы, повернулся к Бакаеву и спросил: «Сколько у меня еще времени?». Хотя по-настоящему вопрос должен был звучать иначе: «Сколько еще продлится мое мучение?».

Бакаев ответил, что в запасе у генерала еще есть несколько минут. После этих слов главный полицейский уже бодрее пробежался по оставшимся абзацам и на этом завершил официальную часть своего отчета. Впрочем, свое скомканное выступление Юрий Варченко чуть ранее объяснил всем присутствующим просто. В какой-то момент, стоя за кафедрой, он достал платок, высморкался в него и заявил:

«После больничного я не больно-то в форме… Так, чтобы еще сказать…».

Впрочем, после завершения официальной части выступления, в которой генерал-майор полиции обрывочно зачитал цифры-достижения своего ведомства, он перешел к «лирической части». И здесь стало понятно, что к отчету перед депутатами Варченко все же готовился.

Неожиданно генерал поднял и продемонстрировал всем присутствующим в зале книгу – художественное произведение Крамера Стейса «50 дней до моего самоубийства». В этой книге, как пояснил Варченко, он видит основную причину всех бед современного общества. А дальше пояснил: вот, мол, Роскомнадзор пытался изъять ее из продажи в России, а суд взял и не увидел в книге угрозу обществу. А между тем в книге демонстрируются «8 эпизодов курения», «16 сцен насилия» - привычно перечислял цифры «преступлений», которыми изобилует произведение, руководитель УМВД. Здесь даже «формируется неуважительное отношение к родителям»! И вот в России эта мерзкая книженция не запрещена. А вы говорите, «синие киты». Вот откуда они выплывают! – резюмировал генерал.

К слову, книга, о которой идет речь, действительно не из простых. Она повествует о сложной судьбе девочки-подростка с типичными проблемами ее возраста, которая дает себе зарок, что умрет через 50 дней, но эти дни проживет так, как всегда мечтала. В результате на 48 день Глория (героиня) отказывается от самоубийства. В целом, как признали многие литературные критики, книга носит жизнеутверждающий характер. Впрочем, как оказалось, у каждого на произведение свой взгляд. Главный полицейский Ульяновска увидел в ней угрозу общественной безопасности.

По сути, книга и рецензия на нее от Варченко стали единственными официальными заявлениями полицейского по криминогенной ситуации, сложившейся в Ульяновске.

Что может сделать МВД, когда такая пропаганда вокруг? – таков был подтекст речей выступающего. - Такие книги с такими «китами».

Впрочем, в докладе полицейского прозвучала еще одна интересная фраза. Перечисляя количество зафиксированных в Ульяновской области случаев подростковой преступности, глава УМВД уточнил, что все они были совершены во время, когда несовершеннолетние должны были находиться либо в школе, либо в секциях. Понятно, куда камень полетел? Школа ничего не делает. И родители. Вот и режут дети друг друга. А полицейский Варченко их считает. Порезанных и тех, кто резал – статистику ведет. Получается, так.

Но на сегодняшнем заседании областного парламента удивлял присутствующих не только генерал-майор УМВД, но и депутаты. Обычно активные, в этот раз они больше напоминали выпускников детсада, которым воспитательница раздала слова для выступления на сцене. И вот они красиво и с выражением зачитывают свои бумажки. А на них – странные вопросы.

Так о чем же спрашивали народные избранники главного полицейского по региону, в котором подростковые группировки контролируют территории, школьники режут друг друга среди бела дня, а студенты УВАУГА, подсаженные на наркотики, выпрыгивают из окон? О важном – о парковках и очередях за водительскими удостоверениями. Вот оказывается главные заботы Ульяновска.

Так, единоросс Василий Гвоздев обеспокоил Юрия Варченко вопросом о доступности услуг в паспортно-визовых центрах Ульяновска.

Варченко ответил, что для доступности ему не хватает помещений:

- Нам нужны помещения. Мне недавно предложили двухэтажное желтое здание бывшего детского сада. Когда я туда пришел, то понял, что мне в наследство остались детские стульчики…

Спортсмена и депутата Андрея Толмачева взволновал рост электронного мошенничества в регионе аж на 47%.

- Это беда целая, беда…, - подхватил Варченко. - Жалко стариков, которых душат эти мошенники под видом соцработников. Мы профилактируем (новое слово! - ред), объясняем… И гастролеры есть, и этническая составляющая проявлена! Более тысячи нераскрытых преступлений! Признаюсь, их сложно раскрывать, эти дела сложноёмкие. Опередить этот вид преступлений у нас не получается!

А вот Алсу Садретдинова, как оказалось, озабочена проблемой незаконной парковки. Варченко радостно заявил, что этот вопрос в не зоны ответственности полиции, но он «готов оказывать содействие и помочь с наведением порядка органам местного самоуправления».

Еще одного единоросса Ростислава Эдварса взволновал вопрос получения справок о ДТП: «Люди стоят в очередях по 5 дней».

Варченко пообещал разобраться.

Когда с вопросами было покончено – генерала полиции депутаты проводили аплодисментами, как артиста!

Увы, но ни один вопрос, касающийся основного, чем занимается Юрий Варченко и его ведомство (общественной безопасностью и противодействием молодежной преступности) сегодня так и не был задан. Не спросили депутаты у Варченко, что персонально он делает для того, чтобы детей не убивали в парке Матросова 15-тью ударами ножа, чтобы на них не нападали около «Аквамолла», чтобы у них не вымогали деньги около ЦУМа и «Версаля», чтобы им не продавали наркотики.

Показательно, что в этот раз смолчали даже коммунисты – продемонстрировали незамеченную за ними прежде деликатность и выдержку. По-видимому, горло драть в спорах с коллегами из ЕР – это одно. А сложные вопросы задавать генерал-майору – это другое.

С отчетом Юрия Варченко за 2016 год можно ознакомиться по ссылке.

Вера Васина

Дарья Косаринова