Накануне, 13 марта, художница Ольга Юдинских дала свою оценку состоянию культуры в Димитровграде. И по ее словам, состояние это «плачевное». Мало того, что отраслью управляют случайные люди, так и вся политика власти в этой сфере направлена на оптимизацию и повсеместно сокращение. Именно это и заставило художницу собрать вещи, повестить замок на «Мастерскую живописного рельефа и современного искусства», которую она когда-то создала, и покинуть родные Пенаты.

Однако 73online.ru посчитал, что было бы неправильно представлять лишь односторонний взгляд на проблему. Поэтому мы решили дать возможность высказаться и другой стороне конфликта – начальнику управления по культуре Димитровграда Ирине Ширяевой, которую Юдинских считает основной причиной всех культурных проблем города.

- Ирина Николаевна, Вы согласны с тем, что у Вас конфликт с художницей Ольгой Юдинских?

- Никакого конфликта нет. Мы много и давно работали с Ольгой Юдинских, и я считаю, что очень успешно. Считаю, что с нашей стороны ей была оказана максимальная поддержка.

- Какая именно?

- Под мастерскую мы выделили муниципальное помещение, довольно просторное – на месте бывшей детской библиотеки, которую переселили. В 2011 году было создано муниципальное бюджетное учреждение, рабочие места – 8 ставок. Юдинских была здесь директором. В 2016 году на финансирование мастерской было потрачено 1,5 млн рублей (125 тыс рублей в месяц - ред.).

- Честно говоря, я вообще не знаю, с чего начался этот конфликт. Осенью 2016 года одна из проверок профильной комиссии выявила, что в мастерской есть ставка смотрителя. Однако согласно единому квалификационному справочнику и штатному расписанию такую ставку могут иметь только музеи. Мастерская статуса музея не имела. Нам пришлось эту ставку сократить. Но мы пошли навстречу мастерской, и выделили ей 0,5 ставки делопроизводителя. То есть, из 8 ставок у них осталось 7,5. Так что проблема была сильно преувеличена.

- Вы действительно проводили в мастерской внеплановые проверки, устраивали «облавы» и лишали зарплаты Юдинских?

- Нет! Напротив, мы со своей стороны максимально помогали творческому коллективу с трудовыми договорами, делопроизводством и бухгалтерией. Все проверки были строго регламентированы. А последние три года вообще никаких проверок там не было! Но понимаете, все-таки мастерская – муниципальное учреждение, и проверки должны быть. То есть мы полностью шли им навстречу. Так что с юридической точки зрения все было по закону. Что касается лишения зарплат, это эта информация сильно преувеличена. Есть такое понятие, как эффективный контракт, по которому работают все руководители подобных учреждений культуры. Есть основная ставка с окладной частью, и есть проценты – стимулирующие выплаты за выполнение определенных показателей. При трудоустройстве все эти моменты прописаны в договоре, и Юдинских была согласна, поставила под ними свою подпись. Так вот, у нее, как у директора, показатели были выполнены не на 100%, а на 80%. Соответственно, стимулирующие выплаты она не получала. Она не достаточно зарабатывала, не привлекала средств через свою мастерскую. Кто хочет, у нас зарабатывает. Это нормальная практика.

- А какая средняя зарплата в сфере культуры в Димитровграде?

- В среднем 25-27 тыс рублей.

- Говорят, что ваше управление планирует сокращать библиотеки в Димитровграде?

- Из федерального центра нам пришли нормативы – мы должны оставить в городе 6 библиотек: 5 общедоступных и одну детскую. А сейчас у нас в городе 11 библиотек. Поэтому мы рассматриваем методические рекомендации и, исходя из возможностей местного бюджета, будет принимать решение.

- За последние годы в Димитровграде были расформированы камерный оркестр, хор, ансамбль «Родник». Был уволен директор драмтеатра Шкалов. С чем связаны эти процессы?

- Шкалова никто не увольнял, он сам принял такое решение – уехал работать в Москву. Это было его право. С камерным оркестром вопрос решается. Действительно, там были финансовые сложности. Но сегодня все музыканты работают на ставках в музыкальном училище, это коллектив педагогов. В настоящее время решается вопрос о воссоздании оркестра, но это зависит от финансирования. В ансамбле «Родник» заболел художественный руководитель, сейчас мы думаем, как продолжить его существование.

- То есть, культура в Димитровграде и правда «хромает» на две ноги?

- Я бы не говорила, что у нас с культурой все плохо. На драмтеатр было выделено 5 млн рублей из федерального бюджета и 7 млн рублей из областного на модернизацию оборудования, звук, свет. Во Дворце книги в 2016 году открылся филиал Русского музея из Санкт-Петербурга. Появился филиал кукольного театра. Наша библиотека выиграла грант. Все, кто хочет работать, работают!

- Что касается Юдинских, то, насколько я знаю, она давно хотела уехать. В сентябре 2016 года она сложила с себя полномочия председателя творческого Союза художников. Теперь его возглавляет Игорь Замалиев. Они выиграли грант на 20 тыс рублей и уже этим летом проведут большой пленэр на открытом воздухе. Кроме того, художники будут вывозить свои картины в районы.

- Персонально Вас обвиняют в том, что у Вас нет профильного образования. Отсюда нет и понимания, как должна развиваться отрасль.

- С 1998 года по 2008 год я работала в Центре культуры и досуга «Восход», параллельно получала высшее образование - в 2007 году окончила Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности «Юриспруденция». В «Восходе» я работала сначала методистом детского отдела, потом - заведующей детского отдела, затем перешла на должность заведующей отдела культуры. После этого я ушла в «молодежку» - с 2008 года по 2010 год работала в комитете по делам молодежи в должности заместителя директора. Затем перешла работать в управление по делам культуры и искусства.

Дарья Косаринова