«Я продаю дирижабль» - так начинается необычное объявление, которое в соцсетях разместила бизнесвумен из Ульяновска, владелица витражной мастерской «Гранат» Ольга Ягирская.

«Очень красивый и очень крутой!», - продолжает Ягирская. – «Дирижабль не летал. Производились испытательные выводы на летное поле и подлеты. Разобран, находится на складе в Ульяновске. Есть конструкторская документация».

К объявлению приложено фото. По нему и из дальнейшего описания становится ясно, что речь об опытном образце термоплана АЛА-40. В народе - «летающая тарелка», которую в Ульяновске планировали построить к 2010 году.

Напомним: на международном авиационном салоне «МАКС-2009» между правительством Ульяновской области и ОАО «ЛокомоСкай» было заключено соглашение о намерениях по созданию в Ульяновске производства аэростатического термобалластируемого летательного аппарата типа «локомоскайнер» (АТЛА). «Локомоскайнер» относится к летательным аппаратам типа дирижаблей. Но в отличие от традиционных дирижаблей, весь объем которых заполняется гелием, внутри оболочки данного летательного аппарата имеется два объема: один заполнен гелием, второй – горячим воздухом, поступающим от маршевых двигателей. Гелий обеспечивает практически «нулевую плавучесть» изделию, горячий воздух - его подъем или опускание. Дискообразная форма оболочки (за которую аппарат и прозвали «летающей тарелкой») повышает его аэродинамические качества и уменьшает его габаритные размеры по сравнению с традиционными дирижаблями.

Испытательный полет первой «летающей тарелочки», за производство которой взялся «Авиастар» совместно с одной из «дочек» ОАО «ЛокомоСтай», был назначен на 18 ноября 2009 года. Но так и не состоялся.

Однако, как выяснилось, первый прототип «летающей тарелки» в Ульяновске был изготовлен несколько раньше – в начале 90-х годов. Об этом рассказала Ольга Ягирская:

"Дирижабль, который я продаю, был собран в 1993 году КБ «Термоплан» на площадях ульяновского авиазавода. Это была полностью частная инициатива, осуществленная на частные средства. "Авиастар" предоставил помещения в аренду. Опытный образец был благополучно изготовлен. Позднее, когда в 2009 году Сергей Морозов загорелся идеей дирижаблей, он начал работу с ОАО «ЛокомоСкай», и КБ «Термоплан» не имеет к этому проекту никакого отношения. Сам дирижабль принадлежит не мне, а моему знакомому. Я лишь помогаю его продать. Тогда он обретёт вторую жизнь. Аппарат может летать, однако только сборочные работы будут стоить сотни тысяч рублей. Сейчас дирижаблем уже заинтересовался московский музей. Конечно, было бы хорошо, чтобы такая разработка осталась на территории Ульяновска – в нашем музее. Но вряд ли это возможно".

Алена Иванова