В начале года активно обсуждалась идея создания на территории Ульяновской области пилотного проекта агломерации, которая позволит сэкономить бюджетные средства за счет сокращения лишний администраций и, соответственно, управленческого звена госаппарата.

Планировалось, что проект под названием «Национальная управленческая инициатива» будет представлен Путину к апрелю 2017 года.

- Например, мы в Ульяновской области более двух с лишним миллиардов рублей расходов несем на содержание чиновников регионального уровня. Мы имеем все потенциальные возможности сэкономить около 500 млн рублей, которые могли бы направить на развитие региона. Мир давно использует такой подход, как агломерация, когда, не ломая систему местного самоуправления, создается одна единая управленческая команда на несколько муниципальных образований, в результате проводится согласованная финансовая, экономическая, транспортная политика. Если взглянуть на ряд муниципальных образований, то увидим, что налогов, собираемых на их территории, даже не хватает на содержание администрации, - пояснил Сергей Морозов президенту в ходе встречи.

Тогда же директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич рассказала «Коммерсанту», что в Ульяновской области под агломерацией может подразумеваться «структура, которая объединит два крупных города — Ульяновск и Димитровград — и прилегающие территории, чтобы они развивались как единая территория».

73online.ru попросил зампредседателя ульяновского правительства и руководителя регионального Центра управления реформами Олега Асмуса прокомментировать, как развивается проект, и действительно ли в ближайшее время можно ожидать объединения управленческих структур разных муниципалитетов в одно целое и сокращения аппарата госслужащих:

- Об инициативе объединить управленческие ресурсы Ульяновска и Димитровграда я слышу первый раз. Да, сейчас идет разговор о том, чтобы создать агломерацию во всех субъектах РФ. Но они направлены на другое – на то, чтобы упростить перемещения населения внутри этих территорий. Но это не вопрос управления территориями. Скорее, их доступности. Однако у министерства транспорта есть свои жесткие требования к таким агломерациям. Например, единый транспортный узел – если между городами меньше 100 км, то объединение невозможно. Сами же агломерации создаются в целях решения проблем транспортной доступности населенных пунктов, чтобы люди могли без проблем добираться из дома на работу и обратно. А еще это позволяет минимизировать безработицу – население получает возможность ездить в другие города на работу. А между Ульяновском и Димитровградом явно меньше 100 км. Так что пока никакой агломерации здесь не будет.

Руководитель проектного офиса по развитию агломераций Ульяновской области Сергей Галант также заявил 73online.ru, что задачи по слиянию управленческого аппарата администраций Ульяновска и Димитровграда перед ним не ставилась. А вот одна из агломераций на территории региона уже создана:

- Дело в том, что агломерация и изменение административных границ – это совсем разные вещи. Вопрос слияния – это совсем другая задача, и она перед нами не ставится. А даже если и будет поставлена, то не в рамках агломерации. Стоит привести в пример Кёльнскую агломерацию, куда входит 49 муниципальных образований. Или Токио и Кагема – это два муниципалитета, которые решают общие социально-экономические задачи, но в первую очередь, главный вопрос – логистика. Что же касается Ульяновской области, то в рамках агломерации создана Технологическая долина в Чердаклинском районе. Очевидно, что она будет развиваться на территории не одного муниципалитета, а нескольких. Например, в Ульяновске не хватает компетентной рабочей силы, а в Димитровграде, наоборот, ее избыток из-за сокращений на ДААЗе и других предприятиях. Так что тут в агломерацию вошли и Ульяновск, и Димитровград, и, соответственно, Чердаклы, Старая Майна.

Дарья Косаринова