Прошлым летом по соцсетям тяжелым, неподъемным комом прокатилась акция #я не боюсь сказать. Под этим хештегом женщины выкладывали свои истории изнасилования. Сотни, тысячи историй о том, как чья-то воля, похоть, уверенность в своей силе, доминирующем положении, в своей безнаказанности ломали психику, судьбу, переворачивали жизнь девочек, юных красавиц, жен, матерей… Все они - бывшие школьницы, студентки, научные сотрудницы институтов, модели, теледивы выплеснули через черный экран компьютерного монитора свою боль, обиду, непонимание. Свою трагедию.

По статистике каждая пятая женщина в России хотя бы раз за свою жизнь подвергалась либо прямому насилию, либо испытывала на себе действия сексуального характера. Но кровоточащие истории, которые извлекла на свет акция #я не боюсь сказать, оказались намного страшнее любой статистики. Из всего того потока боли в память врезались две. Про девочку, которая приехала к знакомым на каникулы, вышла погулять-прокатиться на велосипеде, и которую среди белого дня сбил с велосипеда и утащил в кусты солдат. И еще одна. Про то, как семья в субботний день возвращалась из магазина – супруги и двое детей. Шли по парку, мужчина со старшим сыном ушли вперед, женщина с маленьким – чуть отстали. И здесь же, в парке, на мать семейства, которая еще несколько секунд назад несла покупки и весело ворковала с ребенком, напали. На глазах у мальчика. То, во что превратилась жизнь этой женщины, - это уже даже не чистилище. Это самый что ни на есть настоящий ад.

Уже тогда, летом, когда акция набирала обороты и обрастала все большими историями, параллельно с ней начала развиваться еще одна, под условным хештегом #сами во всем виноваты. Мужчины, а иногда и женщины стали выдавать философские опусы, в которых всю ответственность за происходящее возлагали на женщин – не там ходят, не то носят, не с теми общаются. В общем, сами спровоцировали и сами получили, что должны.

Оправдывать акт сексуального насилия длинной юбки жертвы – это, похоже, русская народная традиция. Так было в эпоху, когда секса в стране не было. Так есть и сейчас, когда секса, пожалуй, стало даже слишком много.

Показательная история о том, как общество встает на защиту насильника просто потому, что жертва в их глазах недостаточно идеальна, - это, конечно, история несовершеннолетней Дианы Ш из Ульяновска, которая официально (по суду) была признана жертвой изнасилования. Но кому нужны официальные решения, когда у нас для каждого готов свой вердикт. Диана и ее родители совершили глупость – решили выступить по ТВ. Рассказать свою историю. Но вместо сочувствия, получили порцию критики, негодования, презрения, насмешек. Наивное движение девочки, которая имела неосторожность показать во время съемок, сколько она выпила в тот роковой вечер, разошлось на мемы. Конечно, мы же не выпиваем, мы святые – у нас вон крылья за спиной.

Эти картинки-мемы – попирающие человеческое достоинство, высмеивающие несовершеннолетнюю Диану, заполонили интернет. Подборку этих картинок один из новостных порталов Ульяновска выложил себе в новости. В новости! Общественность негодует: Она пьет! Она курит! Она соблазняет парней, а потом пишет на них доносы! Она сама спровоцировала несчастного 21-летнего студента Сергея Семенова на секс, а потом вероломно заявила, что над ней надругались! Она подлая! Как она смеет! В общем, все, как в той летней истории: сама виновата – уж слишком юбка короткая.

И почему-то никто из этих обличителей не вспомнит о том, что половая неприкосновенность несовершеннолетней – это закон и каждый, кто его нарушит, должен ответить по всей строгости правосудия.

Еще раз. Криками, травлей, насмешками – именно так наше общество реагирует на изнасилование 16-летней девочки, которое подтверждено судом. Общество кричит и выходит на митинги в защиту. Не потерпевшей. Насильника. А потом мы удивляемся: в России силой принуждают к сексу каждую 5-ю женщину. А ведь мальчики у нас в стране такие хорошие. Вот хоть бы Сережа…

И ведь это только начало. Травля набирает обороты. Диана перестала посещать колледж, не выходит на улицу, не отвечает на звонки.

Более того, как признался отец девочки, в школу перестала ходить даже ее младшая сестра – первоклассница. Гнев негодующих защитников насильника перекинулся уже на ребенка.

Но и это еще не все. Накануне, 9 февраля, около своего дома была избита мама Дианы. Женщина согласилась рассказать 73online.ru, что она и ее семья пережила за последний месяц:

«Я очень боюсь сейчас разговаривать с журналистами. Все, что мы говорим, переворачивают против нас. Живем в каком-то аду. Вчера меня избили прямо около дома. К счастью никаких серьезных травм нет, но очень болит голова. Сейчас с мужем идем в больницу снимать побои. Диана перестала ходить в колледж, девочка замкнулась, потеряла интерес к жизни. Ее просто затравили в соцсетях. За что? За то, что она не побоялась и написала заявление об изнасиловании в полицию. Я больше не могу и не хочу говорить».

Женщина уже готова бросить трубку, но в это время раздается мужской голос: «Наташа, кто там?». В разговор включается глава семейства Алексей:

«Я не понимаю, что происходит с нашим обществом, оно больное. Все только пишут и говорят, какая моя дочь плохая. Да при чем здесь это?! Никто не вправе насиловать несовершеннолетних, какая бы она была хорошая или плохая. Я не знаю, что будет дальше… Нас просто выживают из Ульяновска. Страдает вся моя семья, в том числе младшая дочь первоклассница, которая тоже живет в страхе».

Итог. Официально (по суду) признанная потерпевшей 16-летняя Диана сидит затравленной дома. Также, дома, сидит затравленная ее маленькая сестренка. Мать Дианы избивают на улице. Ее отец думает о бегстве из Ульяновска. А официально признанный насильником 21-летний Сергей – герой города, в поддержку которого проводятся митинги.

Каждая 5-я женщина.

Вера Васина

Александра Скворцова