По оценке аналитиков компании JLL, в 2016 году российский рынок качественных торговых центров может увеличиться на 1,9 млн кв.м, из них 437 тыс кв.м вышло в течение 1-го полугодия (на 42% меньше показателя аналогичного периода прошлого года). В результате ввода всех анонсированных объектов общий объем предложения в секторе к концу года превысит 21 млн кв.м.

Согласно аналитическому отчету компании JLL, крупнейшими региональными рынками торговых центров в России являются Екатеринбург (730 тыс кв. м), Краснодар (670 тыс кв. м), Самара (549 тыс кв. м), Нижний Новгород (524 тыс кв. м) и Челябинск (430 тыс кв. м). Самый большой ввод торговых площадей в регионах в нынешнем году ожидается в Самаре, где рынок увеличится до 664 тыс кв. м, и Тюмени (до 464 тыс кв. м).

Ульяновск – на 28 месте по насыщенности торговыми центрами на душу населения. То есть, расти рынку коммерческой недвижимости есть, куда. Однако специалисты компании JLL отмечают, что экономический фактор в строительстве ТЦ никто не отменял, и вряд ли в ближайшие годы в Ульяновске стоит ждать строительного бума в сфере коммерческой недвижимости. Покупательная способность россиян падает, а, значит, и этот рынок пока будет находиться в ожидании лучших времен.

«Несмотря на значительный объем строительства, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой – всего 140 кв. м на 1 тыс. жителей, что сравнимо с показателем развивающегося рынка Турции, – комментирует аналитик рынков инвестиций и торговых площадей компании JLL Екатерина Андреева. – При этом в большинстве других европейских стран обеспеченность населения торговыми комплексами значительно выше; лидеры по этому показателю – Люксембург (618 кв.м на 1 тыс. жителей) и Нидерланды (517 кв.м на 1 тыс. жителей), что объясняется сравнительно небольшим числом жителей».

По итогам 1-го полугодия 2016 года абсолютным лидером по насыщенности торговыми площадями в России остается Краснодар – на 1 тыс. жителей в городе приходится 808 кв. м; в тройку по этому показателю также входят Екатеринбург (532 кв. м) и Самара (468 кв. м). Для сравнения, обеспеченность рынка Санкт-Петербурга составляет 417 кв. м, Москвы – 394 кв. м. В Ульяновске, который находится на 28 месте, на 1 тыс горожан приходится 200 кв.м ТЦ.

«Необходимо понимать, что выходящий сегодня объем торговых площадей сформирован преимущественно проектами, строительство которых началось еще в период стабильной экономики и активного роста рынка, – комментирует директор по России JLL Антон Коротаев. – Превалирование небольших регионов в нынешнем объеме ввода является следствием смещения фокуса девелоперов в 2011-2013 годах с миллионников на меньшие города, отличавшиеся низкой насыщенностью ритейлом и сравнительно высокой покупательной способностью».

Планы по увеличению площадей демонстрируют лишь 13 городов из 35, представленных в рейтинге. Среди них – и Ульяновск. Сами эксперты обращают внимание на то, что рост запланирован в основном в относительно небольших «региональных городах».

Алена Иванова